Память с запахом угля

В преддверии Дня железнодорожника мы побывали в музее локомотивного депо

Стены этого здания видели и Октябрьскую революцию, и Вторую мировую войну. Одно из старейших предприятий Белгорода — локомотивное депо — появилось задолго до учреждения Дня железнодорожника. Открылось оно 140 лет назад, в 1869 году, в связи с началом железнодорожного движения на южной магистрали.

Из истории

1 марта 1868 года император Александр II издал указ о строительстве Курско — Харьковско — Азовской железной дороги на средства государственного казначейста. Строительство линии велось практически вручную, но, несмотря на это, уже 22 мая 1869 года в 9 часов утра со станции Белгород на Харьков был отправлен первый пассажирский поезд, состоявший из двух вагонов второго класса и двух — третьего. К дню открытия движения в Белгороде было уложено более трех километров разъездных запасных путей, установлен поворотный круг диаметром двенадцать метров, построено паровозное здание на шесть паровозов с мастерской, водокачка. Официальной датой ввода в эксплуатацию паровозного депо считается 23 октября 1869 года.

Свидетельства этого исторического события, а также всех последующих 145 лет существования депо хранятся в местном музее, руководит которым Валентина Сизых.

Династия

Хранительница фондов музея локомотивного депо Белгорода — представительница одной из старейших железнодорожных династий. В одной из экспозиций — ее фамильное древо. Почти 120 лет назад прадед Валентины Дмитриевны Роман Мальцев начал работать кондуктором в грузовом движении железнодорожного транспорта. Его сыновья Николай и Павел стали машинистами. Внук Романа Сергеевича Михаил Павлович трудовую деятельность на железной дороге начал в 1947 году помощником машиниста. Михаил Павлович — ветеран Великой Отечественной войны, награждён орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, многими медалями.

Зять родоначальника династии Романа Мальцева — Алексей Назарович Науменко более 40 лет проработал в паровозном депо слесарем. Династию продолжили его дочь Тамара Алексеевна и зять Дмитрий Петрович. Валентина Дмитриевна просто обречена была стать железнодорожницей: в депо прошло все ее детство. Железной дороге она посвятила более трех десятков лет. Начала в 1977 году техником-технологом, а с 1981 работала инструктором по охране труда, через пару лет после выхода на пенсию стала хранительницей музея. Ее дочь Ирина, кстати, тоже работает на железной дороге, она стала представителем пятого поколения трудовой династии.

На своем месте

Официально музею локомотивного депо 47 лет. Тогда, почти полвека назад, его разместили в старом помещении, фонд формировали, что называется, всем миром. И однажды его, в прямом смысле этого слова, смыло: в здании произошел прорыв отопления. Практически все экспонаты были утрачены, кроме пары кубков и альбома с фотографиями.

Спустя некоторое время музей решено было восстановить, стараниями председателя региональной общественной организации ветеранов войны и труда Владимира Соклакова были получены необходимые средства, однако оборудовать помещение — это лишь полдела. Нужно было где-то брать наполнение. Вот тут-то и пригодился энтузиазм Валентины Дмитриевны.

— Это сигнальный фонарь, мне его подарил начальник базы запаса, это арифмометр «Феликс», с помощью него моя мама, когда работала бухгалтером, начисляла железнодорожникам зарплату, а это настоящая немецкая вилка, которую мой папа привез с войны, мы даже не предполагали, что она станет музейным экспонатом, использовали ее в быту, — рассказывает Валентина Дмитриевна.

Многолетняя связь семьи с железной дорогой, невероятное количество знакомых, помогли Валентине Сизых оживить музей, львиную долю того, что сегодня можно в нем увидеть, она разыскала сама.

Один из экспонатов, которым она очень гордится — сундучок машиниста или, как его называли в народе, «шарманка». Эти сундучки так прозвали потому, что они очень были похожи на популярный когда-то музыкальный инструмент. Если человек заказывал у жестянщика сундучок — всё, жизнь его состоялась, он стал машинистом или помощником машиниста. В него клали все, что нужно в дороге, в частности еду, а обратно могли принести уголька. «Шарманка» Валентине Дмитриевне тоже досталась от знакомых. Уже здесь, в музее, жестяной сундучок конца позапрошлого — начала прошлого века привели в надлежащий вид и покрасили в черно-зеленый цвет. Как оказалось, цвет «шарманки» тоже имеет значение: у машинистов грузового движения сундучки были чёрными, а пассажирского — зелёными.

Еще один ценный и довольно редкий экспонат — солдатские обмотки. Во время войны, когда была зима, с помощью таких обмоток солдаты из обыкновенных ботинок делали себе зимнюю обувь, обматывая ими ногу выше стопы. Их Валентине Дмитриевне тоже подарил знакомый, которого сегодня, к сожалению, уже нет в живых.

Благодаря близости к истории депо, прямой связи со значительной частью экспонатов, у Валентины Сизых немало интересных историй, которыми она с удовольствием делится с гостями музея: школьниками, студентами и просто заинтересованными людьми.

— А еще я обычно их в цеха вожу. Хотите, тоже пройдемся?

Депо как экспонат

В Белгородском локомотивном депо есть действующий паровоз. Мы застали его в парадном виде, вычищенным и готовым к поездке в Москву, на выставку паровозов. Незадолго до отправления он прошел обкатку, а для машинистов специально сшили форму по образу 30 — 40-х годов прошлого века.

— Я очень хочу эту форму позже забрать для музея, — говорит Валентина Сизых.

Для нее все помещение депо — один большой музейный экспонат. Потому что о каждом цехе, о каждом человеке она может что-нибудь рассказать. «Все называют меня ходячей энциклопедией», — улыбается хранительница фондов музея.

Одно из самых интересных помещений — цех с кузницей. Потому что кузница при депо сегодня — явление редкое. У нас же она успешно функционирует и очень востребована. Главный по печи — Юрий Петроченко, кузнец с 35-летним стажем, из них 8 лет он проработал здесь, при железной дороге. Говорит, что работа у него сложная, но интересная. Здесь он делает болты и гайки, дает жизнь старым, изношенным вещам, превращая их в кувалды, зубила, монтировки.

Валентина Дмитриевна проводит нас по цехам, по дороге внимательно следя за тем, все ли работают в головных уборах, перчатках, очках, — все же музей музеем, а годы работы инструктором по охране труда дают о себе знать.

Сегодня Валентина Сизых продолжает формировать фонды музея, готовит альбомы, ищет новые сведения. Помогает обновлять экспозицию музея-паровоза на улице Вокзальной. У нее много планов и идей, а главное — желания их воплощать.

Алина Александрова