Белгородское духовенство в годы Первой мировой войны развернуло широкую благотворительную деятельность
Архиерейское служение владыки Никодима (Кононова) на Белгородской кафедре пришлось на годы Первой мировой войны, что не могло не отразиться на общей атмосфере этих лет, на деятельности архипастыря и его пастве. Начавшись при небывалом патриотическом подъеме, война скоро принесла и горечь первых поражений, и горе первых человеческих потерь. Напутствие идущим на войну, внимание о раненых и утешение родным стали ежедневными заботами владыки Никодима и белгородских пастырей.
В те годы деятельность белгородского духовенства и белгородского мужского Свято-Троицкого монастыря выражалась, прежде всего, в непрерывных молитвах о воинах, их семьях, всех, кому война принесла горе и несчастье.
Не терять присутствия духа
При объявлении войны в Белгороде открылся ряд торжественных молитвенных проводов местных воинских частей на фронт. Первой на фронт отправлялась 31-я артиллерийская бригада. На выгонной площади города, у артиллерийских сараев, епископ Никодим 25 июля 1914 года отслужил молебен о даровании побед. В коротком напутствии перед солдатами звучало: «Вы уходите, мы остаемся, мыслью же и молитвами всегда с Вами. Ваши успехи — наши успехи, Ваша слава — наша слава, Ваша честь — наша честь, и Ваши, Боже упаси, неудачи — наши неудачи. Мы все — члены единого тела — единой и дорогой России, и страдания одного члена равномерно отразятся на всем теле».
Уже через неделю, 31 июля, на фронт из Белгорода уходила 69-я артиллерийская бригада, сформированная на базе 31-й. Снова был отслужен молебен, и снова сказаны напутственно слова: «Не теряйте прежде всего присутствия духа. Мужество и твердость, что многовековым опытом дознано, половина, если не главный ключ боевого успеха. Не роняйте веры в святость и величие своего воинского долга пред Отечеством: будьте готовы к великим лишениям и жертвам».
Когда на фронт провожали белгородских ополченцев, на мощах святителя Иоасафа был освящен и тот стяг, что был вручен их дружине. Во время молебна о даровании побед мощи святителя были покрыты этим стягом. Другой малоизвестный ныне факт — Владимирская икона Божией Матери, что пребывала у мощей святителя в его пещерке, в октябре 1915 года вместе с Песчанской иконой из слободы Песок была перенесена в Царскую военную ставку. Оба образа находились там до конца декабря.
Усилился приток к мощам святителя Иоасафа и от проходивших через Белгород других полков. Всем воинам у раки раздавались шейные образки святого, что были освящены, подобно стягу, на его мощах. Всего бесплатно было роздано 25 тысяч таких образков. Помимо этого, владыкой-настоятелем были составлены и изданы новые народные листки с учетом переживаемого военного времени, бесплатно раздаваемые в укрепление духа и утешение воинам и их родным. Ежедневно епископом Никодимом один акафист святителю Иоасафу служился лично.
Утешение нуждающихся
С началом войны Свято-Троицкий монастырь развернул широкую благотворительную деятельность. Красному Кресту было перечислено свыше 28 тысяч рублей, на лазареты в Курске — 2,5 тысячи, на монастырский Иоасафовский благотворительный комитет — 5,5 тысячи. От монастыря шли пожертвования в многочисленные комитеты на подарки воинам и их детям, одежду военнопленным и беженцам, на воздушный флот, на беженцев вообще и их столовую, на галицийских сирот отдельно и устройство сиротского приюта в Белгороде вообще, на лазареты… При мужском монастыре епископ Никодим организовал два комитета: один для выдачи пособий беднейшим вдовам, сиротам и паломникам, а второй для помощи семьям фронтовиков.
Когда в Белгород хлынули потоки беженцев, для части из них монастырь передал здание новой монастырской школы, других поселил в самой обители. Когда войсками были заняты здания белгородской семинарии и духовного училища, монастырь разместил у себя студентов, а учащимся Иоасафовской школы передал монастырскую больницу. Для раненых воинов была передана монастырская гостиница со всеми постройками и оборудованием. Попутно обитель жертвовала деньги на организацию Иоасафовского лазарета и материю для раненых. Не отставали от монастыря и женские обители викариатства, а также, в меру сил, приходы.
По поручению курского архиепископа Тихона (Василевского), епископ Никодим разработал правила духовного попечения о раненых, опубликованные в епархиальных ведомостях для руководства духовенству. В Белгороде посещение шести открытых лазаретов было поручено отцу Андрею Дятлову, который проводил там с воинами беседы, пение, богослужения. Посещали лазареты и другие священники, а также сам Никодим. В своих поездках по приходам он служил панихиды павшим воинам, молебны о даровании побед, поручал священникам уделять внимание тем семьям, что послали на войну своих мужчин и понесли уже утраты.
Епископ Никодим посещал лазареты на протяжении военных лет по особому распорядку, по мере накопления там нового состава раненых. По его прибытии все раненые собирались в общий зал, где владыка говорил приветственное слово, благословлял и раздавал подарки. Затем он обходил кровати тяжелораненых. Кроме белгородских, владыка в эти годы посетил все лазареты в Грайвороне, Короче, Обояни, Старом и Новом Осколе, слободе Борисовке и в имении Ребиндера в Шебекино.
Под покровительством святителя
Все эти годы не прекращалось паломничество в Белгород к мощам святителя Иоасафа. Один такой визит в июне 1915 года совершили галицийские беженцы — две матери, три мальчика и шестнадцать девочек. Большинство галичанок были воспитанницами Харьковского епархиального женского училища, что предоставило приют им в бегстве от войны.
В Белгороде, по распоряжению владыки, все дети были окружены заботой и теплом — их поселили в епархиальном училище, по городу за счет владыки перевозили на извозчиках, везде кормили и поили чаем. В соборе утром на литургии им отвели место на левом клиросе, рядом с ракой святителя Иоасафа, чтобы удобно было наблюдать всю службу. Епископ Никодим помянул во время службы родственников галичанок и пригласил их всех к себе, где после чая показал святительские залы, и снова проводил в собор к мощам, а после отслужил в пещерке панихиду. С не меньшим радушием юных гостей встретили и в женском монастыре, где после службы игуменья их также напоила чаем, вручив подарки. От женского монастыря паломницы отправились опять к владыке, служившему всенощную в домовой церкви архиерейского дома.
Воспоминания галицийцев от встречи с епископом Никодимом полны светлого восторга: «Преосвященный Никодим, как видно, очень любит детей, которые сразу почувствовали это и с нетерпением бежали к нему. Особенно младшие, более смелые и доверчивые, положительно не отходили от него, и руки доброго владыки всегда покоились на какой-нибудь маленькой головке…». Трогательным было и прощание: «Нужно было видеть радость детей, когда во время чтения акафиста пришел преосвященный Никодим тоже приложиться к мощам святителя. Они приветствовали его низким поклоном, а по окончании службы еще раз прошли к нему в покои проститься. Владыка по-прежнему ласково принял их и благословил медальончиками с изображением святителя Иоасафа».
Другой молитвенный визит был совершен негласно 5 декабря 1914 года. В простой одежде сестер милосердия, на обычном извозчике, подъехали поздно вечером к монастырю императрица Александра Федоровна с дочерьми Ольгой и Татьяной. У южных дверей собора их встретил епископ Никодим с крестом и святой водой. Приложившись к кресту и приняв святую воду, паломницы прошли в собор и встали у раки святителя. Владыка Никодим отслужил молебен Богородице, Св. Николаю и Св. Иоасафу, прочел молитву последнему. Государыня с дочерьми приложились к мощам и иконе Св. Николая Ратного, а владыка в короткой речи произнес: «…как тихо, но непрестанно теплится у раки святителя Ваша царственная лампада, так же непрерывна будет и наша тихая молитва о Вас».
Павел Субботин,
директор госархива Белгородской области
Фото: архиерейский дом монастыря, епископ Никодим, Свято-Троицкий собор, 1911 г.