Медовый, Яблочный, Ореховый…

В августе на протяжении двух недель православный мир отмечает праздники, названные в честь Спасителя

Последний месяц лета щедр на дары природы и праздники. Сразу три христианских праздника, отмечаемые в августе один за другим, именуются Спасами. Люди на протяжении веков их очень чтут и придают большое внимание приметам и обычаям этих дней. Почему? Об этом мы сегодня и расскажем читателям.

Все три праздника — Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы имеют отношение к Иисусу Христу — Спасителю, потому и названы в его честь. Первый, Медовый, отмечается 14 августа и называется он «Происхождение древ Креста Господня». В Константинополе хранились части от креста, на котором был распят Иисус Христос. Они обладали великой силой, и с их помощью в Византии останавливали болезни и эпидемии, предотвращали засуху. 14 августа начинается Успенский пост, который по значению равен Великому посту. Продлится он до 28 августа, когда будет отмечаться Успение Пресвятой Богородицы.

В народе же праздник называется Медовым Спасом, поскольку в этот день в храмах освящают мед. Наши предки с начала медогонки и до чина освящения меда в пищу его не употребляли, считая грехом. А 14 августа разговлялись медом. Сложилась даже поговорка: «Медовый Спас всем медку припас». При этом считается, что если на первую ложку освященного меда загадать желание, оно непременно сбудется.
В дни между Медовым и Яблочным Спасами во всех районах области традиционно проводятся медовые выставки-ярмарки, на которых демонстрируются достижения отрасли пчеловодства. В Белгороде в этом году ярмарка проходит уже в восьмой раз и продлится до 17 августа. Со всех уголков области пасечники представляют на ней свою продукцию. Так что при желании, без меда никто не останется.

Медовый Спас еще называют Макавеем или Маковым. Русский народ по-своему соединил день памяти иудейских мучеников Маккавеев и аграрные явления. К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Так что церковный праздник переименовали в Макавей и готовили в этот день всяческие кушания с маком: маковое молочко (мак, растертый с медом), маканцы и мачники — постные пироги, пряники и рулеты.

Второй Спас, Яблочный, отмечаемый 19 августа, имеет православное название — «Преображение Господне». Это один из наиболее чтимых православных праздников, посвящённый воспоминаниям о Преображении Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор, незадолго до его распятия. А история его такова.

В самом конце своего праведного пути Иисус поведал своим ученикам, что примет смерть на Кресте, но после непременно воскреснет. Позвал он трех апостолов — Иоанна, Петра и Иакова — на гору Фавор, где они стали свидетелями беседы Христа с пророками Илией и Моисеем, слышали они и глас Бога, который говорил со своим сыном. Иисус после этого настолько преобразился, что лицо его засияло, а одежды стали белее снега.

Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. В этот день проводятся различные обряды, один из них — освящение во время службы злаков и плодов, в том числе, яблок. Только после освящения можно вкушать райские плоды, а до этого дня употребление яблок от Пасхи до Спаса наши предки считали грехом. Примета родилась из библейской легенды про Адама и Еву, изгнанных из рая за то, что вкусили запретный плод. Вот и считается яблоко запретным плодом до Спаса.

Говорят, что для здоровья утро 19 августа нужно начинать именно с яблока и меда. Принято также в эти дни готовить различные блюда из яблок, заготавливать плоды на зиму — сушить и консервировать.

19 августа в яблочной столице нашей области — городе Короча — проводится межрайонный фестиваль «Яблочный Спас», на котором демонстрируются достижения местных садоводов. А благочинный Корочанского округа проводит обряд освещения плодов. Корочанские яблоки еще несколько столетий назад были известны далеко за пределами Корочанского уезда. Их поставляли в Москву и многие другие города России. Ещё в 1779 году, когда Короча стала уездным городом Курского наместничества, для города был разработан герб с изображением больших яблок в серебряном поле «для того, что сей город оными производит знатный торг». А Иван Владимирович Мичурин, посетив Корочу в 1888 году и увидев в округе изобилие садов, назвал её «вторым Крымом». Все верно, яблочки в Короче и впрямь знатные.

Яблочный Спас — уходит лето от нас. В этот день наши предки прощались с летом, вечером жгли по полях костры, чтобы в огне сгорели летние проблемы и заботы.

29 августа церковь отмечает праздник перенесения нерукотворного образа Господня. Предание гласит, что Иисус Христос, умывшись, вытер лицо полотенцем, на котором отпечатался его лик. Это полотенце доставили князю Эдессы, который, в силу болезни, не мог сам встретиться с Христом. Полотно помогло князю исцелиться от проказы, после чего нерукотворный образ Спасителя был помещен в нише над городскими воротами Эдессы. С тех пор и пошел обычай защищать городские стены и жилища изображениями Иисуса Христа, а нерукотворный образ Спасителя стал любимым изображением на хоругвях и знамёнах и, по сути, первой иконой. В 944 году император Константин, спасая святыню от арабов, перенёс её из Эдессы в Константинополь. В честь этого и был установлен праздник. Его еще называют «Торжеством нерукотворного убруса (образа)».
А вот в народе этот день именуют по-разному: третий Спас называют и Ореховым, и Хлебным, и Спасом на полотне. В этот день в храмах освящали хлеба, испеченные из муки нового урожая, и приговаривали: «Хлебный Спас хлеба припас». Устраивались хлебные ярмарки, на которых можно было отведать душистого хлеба, пирогов да калачей. Чтя традиции, проводятся такие ярмарки и в Белгороде. Хлеба да пироги на них можно отведать знатные!

Еще в этот день на Руси начинали торговать полотном. Шить одежду принято было только после освящения холстов, которое проводилось в храмах 29 августа. Считалось, что такая одежда не только убережет хозяина от дурного глаза, но и способна излечить недужащего.

Еще говорят, что третий Спас — венец лета. К этому времени в России поспевают лесные орехи, вот праздник и получил название Ореховый Спас. В этот день заготавливают ветки орешника для банных веников, с которым, кстати, в этот же день можно отправиться в парилку. Только самому себя парить нельзя, это должен сделать кто-то из родственников. Говорят, от такой процедуры прибавляется бодрости и здоровья.

Еще наши предки смотрели на урожай орехов: если он хороший, в следующем году непременно уродится зерно. Считается, что Господь дает много орехов за праведные дела, а если и дальше жить по законам Божьим, то и хлеба будет вдоволь.

В последние годы на Белгородчине активно занялись высадкой ореховых деревьев. Большой ореховый сад уже появился в Валуйском районе. Планируется, что это будет целый ореховый кластер. Так что в обозримом будущем мы будем обеспечены собственными орехами, как и медом. И в Белгороде начнут проводиться не только медовые и хлебные, но и ореховые ярмарки.

Еще в народе говорят, что «третий Спас — на воде». В этот день наши предки чистили колодцы и святые источники, пили подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы «замыкая» тёплое времечко. Знающие люди говорили, что если взятой в этот день ключевой водой обмыться, избавишься от хворей и напастей.

Вот такие они, три Спаса.

Ася Настина

Exit mobile version