Евгений Ершов: «Об успехе говорят цифры»

Чем богат белгородский потребительский рынок?

Потребительский рынок города — одна из самых инвестиционно привлекательных и динамично развивающихся сфер экономики. В Белгороде сегодня работают 3,5 тысячи предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг. В них трудятся более 25 тысяч человек. С каждым годом расширяется ассортимент товаров и услуг, повышается и качество обслуживания населения. Открываются крупные торговые и логистические центры, уютные кафе, создаются предприятия нового формата, оригинальной архитектуры и планировки.

Какова же доля местных производителей на прилавках магазинов города сегодня, что такое «удобный магазин» и куда обращаться потребителю в случае нарушения его прав, нам рассказал Евгений Ершов, начальник управления потребительского рынка администрации Белгорода.

— Евгений Геннадьевич, насколько развита торговая сеть Белгорода сегодня? Какими предприятиями представлена?

— На 1 июля этого года в реестре управления потребительского рынка — 1636 предприятий розничной торговли, 676 предприятий общественного питания. Также на территории города работают восемь ярмарок, один специализированный сельскохозяйственный и один оптовый рынки.

— Какими результатами своей работы может похвастаться управление потребительского рынка?

— Торговая сфера — одна из самых крупных и, одновременно, самых близких человеку. Об успешной работе нашего управления свидетельствуют показатели, к примеру — рост оборота розничной торговли. По итогам 2013 года розничный товарооборот составил 112,7 млрд рублей. Он вырос в товарной массе по сравнению с предыдущим годом на 5,1%. Расширилась и сеть организаций торговли различных форматов. За прошлый год и первое полугодие этого года в Белгороде открыто 240 предприятий потребительского рынка с созданием 2012 рабочих мест.

Активно развивается индустрия питания. Оборот общественного питания в 2013 году составил более 2,4 млрд рублей, что на 7% выше прошлого года. В рамках организации весенне-летней торговли в местах массового отдыха на территории Белгорода в 2014 году для горожан открыто 31 сезонное кафе.

— Какие конкурсы Вы проводите?

— Все предприятия города активно участвуют у нас в выставочно-ярмарочной деятельности и конкурсах профессионального мастерства. К примеру, по итогам прошлого года управлением потребительского рынка организовано и проведено семь конкурсов, пять фестивалей, 22 праздничные ярмарки и 156 ярмарок выходного дня. Порадовали горожан и такие фестивали, как: «Шашлык», «Сладкий мир мороженого», «Дары осени», конкурс «Хлеб — всему голова», благотворительная акция «Белгородская окрошка».

В городском смотре-конкурсе на лучшее блюдо старорусской кухни Белгородской губернии приняли участие 27 лучших специализированных предприятий общественного питания Белгорода, представив для оценки конкурсной комиссии около ста блюд, напитков, мучных и кондитерских изделий. Лучшие блюда сегодня рекомендованы к повседневному внедрению в меню предприятий Белгорода.

Кроме того, хозяйствующие субъекты потребительского рынка активно участвуют и в инвестировании городских проектов. В 2013 году организовано строительство парковок на 395 мест. Более ста хозяйствующих субъектов приняли участие в светоцветовом оформлении города за счёт собственных средств.

— На территории города реализуется проект «201» по архитектурно-ландшафтному обустройству объектов и малых общественных территорий. Включились ли хозяйствующие субъекты потребительского рынка в этот проект?

— Да. В 2014 году 82 хозяйствующих субъекта потребительского рынка были включены в городской проект «201», который поможет сделать областной центр «Городом-парком» с элементами вертикального озеленения и высадкой белых роз.

— Евгений Геннадьевич, а какова доля продукции местных производителей в торговых предприятиях города?

— Удельный вес товаров местных производителей по таким позициям, как хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и кисломолочная продукция, масло из коровьего молока, мясо птицы, яйцо, сахар и др. составляет 92% — 100%.

Можно сказать, что в целом мы достигли максимального порога потребления по мясу птицы, свинине, молоку питьевому, кисломолочной продукции, хлебу и хлебобулочным изделиям.

— Сейчас очень популярны так называемые магазины шаговой доступности, то есть те, которые находятся в максимальной близости к жителям города — в жилых домах, на окраинах города и т. д. Много ли в Белгороде таких магазинов?

— Сегодня у нас много подобных магазинов. Они максимально приближены к потребителю и вполне соответствуют формату магазинов шаговой доступности. В дальнейшем предполагается совершенствование инфраструктуры торговли и будет продолжено направление на сохранение «удобных магазинов» в жилых микрорайонах, расположенных в радиусе пешеходной доступности и реализующих товары повседневного спроса, в первую очередь на окраинах города и в районах индивидуального жилищного строительства.

— Каково качество обслуживания в торговых точках на сегодняшний день? Часто ли обращаются горожане с жалобами?

— Сегодня у потребителя есть возможность защитить свои права, обратившись в федеральный контролирующий орган (Роспотребнадзор), муниципальный орган — отдел защиты прав потребителей администрации города, общественные организации. Однако получить безвозмездные услуги по защите своих ущемлённых прав (составление претензий, исковых заявлений, представление прав потребителей в суде) потребитель может только в муниципальном органе.

Специалисты отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка осуществляют ежедневный приём граждан и оказывают всестороннюю помощь потребителям, начиная от консультаций и заканчивая представлением интересов потребителей в судах. Благодаря этой работе значительно возросла активность белгородцев, обратившихся в отдел защиты прав потребителей за устными консультациями и разъяснениями. Жители города стали больше доверять органам местного самоуправления.

Кроме того, приём граждан ведётся в единой общественной приёмной по защите прав потребителей два раза в неделю (понедельник, среда), ежедневно проводятся консультации по телефону («Горячая линия», «Телефон доверия»), на сайте отдела защиты прав потребителей в режиме он-лайн в рубрике «Вопрос-Ответ».

Обращаются граждане часто, особенно увеличилось количество консультаций по телефонам и на сайте в Интернете. Сегодня средний белгородец уже достаточно подготовлен для того, чтобы принципиально оценить качество приобретаемых товаров и уровень обслуживания. В 2013 году по вопросам защиты прав потребителей в управление потребительского рынка обратились 6460 граждан. Потребителям возмещено порядка 8 млн рублей. Количество обращений увеличилось в сравнении с прошлым годом на 5%. Эти цифры свидетельствуют о росте потребительской активности среди жителей города.

Беседовала Мария Скокова