В каждой его фотографии есть характер и чувство времени
Запечатлеть мгновенье для вечности — искусство сложное, требующее таланта и умения замечать в обыденности вещи нестандартные. Анатолий Георгиевич Бурьбо, старейший фотохудожник Белгородчины, владеет этим искусством как никто другой.
Его фотографии оценены наградами на десятках международных и всероссийских выставках, о них высоко отзывались самые знаменитые мастера, такие как Евгений Халдей и Виталий Собровин. Фото Анатолия Бурьбо публиковались в центральной и зарубежной прессе — газетах и журналах «Правда», «Огонёк», «Советский Союз», «Советская культура», «Комсомольская правда», «Неделя», «Сельская жизнь», «Труд», «Работница», «Здоровье», «Советская Россия», «Советская Литва», «Neues Leben», «Fotokino Magazin», «Continent» и во множестве других.
9 августа Анатолию Георгиевичу исполнилось 85 лет. За плечами ветерана жизнь, богатая событиями, свидетелем которых он был сам и сохранил их для нас на плёнке. В годы войны шестиклассник Анатолий Бурьбо освоил профессию токаря и стоял у станка, изготовляя детали, размеры и параметры которых он может назвать и сейчас, настолько врезалось в память то суровое время. Нелегко было и после войны, приходилось жить в тесном бараке с земляным полом, однако, всё преодолев, закончил ремеслуху, затем и машиностроительный техникум. Фотографию сделал основной профессией не сразу, поначалу занимался киносъёмкой, трудился на Ташкентской студии документальных фильмов. В 1970 году перебрался в Белгород, ставший родным городом. В Доме пионеров Бурьбо ведет кинофотостудию «Романтика», под его руководством десятки мальчишек осваивают сложное искусство фото- и киносъёмки, учатся монтировать фильмы, без всяких компьютеров, которых тогда и не было. Результатом становились документальные фильмы, а иногда даже игровые сценки, вспоминает ученик Анатолия Бурьбо фотограф Пётр Мусин. Работал Анатолий Георгиевич и в других учреждениях, но детская тема проходит красной нитью через множество фотографий мастера. Первым из белгородских фотографов он получает звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Анатолий Бурьбо давно на заслуженном отдыхе, но не остаётся в стороне от общественной жизни, участвует в фотовыставках, акциях, общается с учениками и коллегами. В фонд Белгородской галереи фотоискусства им безвозмездно передано несколько тысяч негативов, отпечатки знаменательных фотографий, дипломы и призы, коллекционные фотоаппараты.
К юбилею фотохудожника в галерее фотоискусства открыта выставка «Белгород 70-80-х глазами фотографа», посвящённая родному городу. Предыдущая его экспозиция «Помнит мир спасённый…» проходила в этих же стенах. Перед глазами посетителей вернисажа предстала удивительная панорама городской жизни Белгорода сорокалетней давности. Здесь улицы и архитектурные сооружения в том виде, который нами уже основательно подзабыт, но благодаря мастерству фотографа сохраняются в визуальной истории города.
Вот Преображенский собор, в его бытность краеведческим музеем с танком и каменной бабой у входа, вот строительство диорамы, областная библиотека в первозданном виде, а вот и легендарные фонтаны — «Георгиевская ленточка» и «Встреча Везелицы с Донцом». Всё же главным на снимках Бурьбо остаются люди. Ветераны Великой Отечественной, парадом идущие по главной улице, школьники и рабочие, знаменитости и рядовые белгородцы — все они навечно остались в кадрах фотографа. Есть на выставке и одна из самых дорогих автору фотографий — «Цветы строителя». Весёлые, жизнерадостные лица людей, построивших новую школу и получивших благодарность детишек и учителей на празднике 1 сентября. Есть в этих снимках эмоции, есть душа и, как говорит Анатолий Георгиевич, немножко удачи. Казалось бы, неудачный снимок Вечного огня при печати через матовое стекло заиграл и воспринимается как несомненная удача мастера. С равным успехом фотохудожнику удаётся запечатлеть и застывшую музыку архитектуры, и жанровые сценки, и портреты. В каждой фотографии есть характер, чувство времени, и, конечно, индивидуальность фотографа.
Фотографий в коллекции городской галереи фотоискусства хватит не на одну выставку, а значит, работы патриарха нашей фотографии ещё долго буду радовать белгородцев. Остаётся пожелать Анатолию Георгиевичу доброго здоровья и благополучия. Быть добру — любимое выражение фотохудожника, и его оптимистичный взгляд на жизнь не только созвучен ритму жизни любимого города, но и визуально закреплён в каждом кадре, снятом рукой мастера.
Александр Жихов
Фото автора