«Теперь мы — русские»

Школа № 23 — самый крупный в городе пункт размещения беженцев из Украины

В фойе школы № 23 — доска с объявлениями. «Работа», «Требуются автослесари», «Предоставлю жилье для мамы с детьми». — Я вашим деткам сладенького привез, — мужчина протягивает четыре внушительного размера коробки конфет… В этом учебном заведении сейчас нет ни одного школьника. Здесь живут беженцы с востока Украины: 21 семья, всего — 81 человек.

Помогали всем миром

Первые беженцы здесь появились ночью 9 июня.

— На тот момент значительная часть нашего коллектива была в отпуске, я здесь был практически один. И единовременно к нам приехало 76 человек. Конечно, мы были в растерянности — ситуация-то неординарная. Однако уже к утру мы всех разместили и даже накормили горячим завтраком, — рассказывает директор школы № 23 Александр Годин.

Спустя некоторое время помощь начала поступать со всех сторон. Помогала администрация, помогали представители различных учреждений, простые горожане. Несли все: вещи, деньги, посуду, еду, бытовую технику. Благодаря этой помощи, люди, нуждавшиеся в ней, сегодня всем обеспечены: даже холодильник есть в каждой комнате.

Большинство приехавших из Украины семей — семьи с детьми. Сейчас в 23-й школе живут 33 ребенка, по инициативе департамента образования области, с ними работают специалисты.

— Мы проводим для детей интересные занятия, оказываем консультации для взрослых, каким образом им общаться с малышами. Основная наша задача — оказать психологическую помощь любому ребёнку, оценить и проследить за его состоянием, насколько он легко адаптировался, есть ли какие-либо критические моменты в его развитии, — поясняет Наталья Калегина, педагог-психолог ОГБОУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения».

По ее словам, на психике детей, с которыми приходится работать в пункте временного размещения беженцев, война, к счастью, не оставила глубоких отпечатков. Их страхи — такие же, как и у всех ребят их возраста: они боятся темноты и бабайки и совсем не вспоминают про выстрелы. Хотя, конечно же, скучают. По родным, не пожелавшим покидать свои дома, по своим комнатам, кошкам, любимым игрушкам.

— Мне уехать пришлось потому, что сын начал просыпаться ночами, кричал, был очень напуган. Практически сразу же после того, как мы сюда приехали, все прошло. Дружелюбная и солнечная атмосфера делает свое дело, — рассказывает мать четырехлетнего малыша Анастасия.

Маленькие Назар и Алиса гоняют по школьному спортзалу мячик, рядом девчонки постарше строят из мягкого конструктора замок. Ни на миг не возникает мыслей, что этим детям пришлось пережить, возможно, больше, чем взрослым.

Многие беженцы спустя некоторое время уезжают. Уезжают в новые дома, которые, порой, находятся во многих сотнях километров от их родных мест. Так, несколько семей переехало в Саранск, кто-то уехал в Санкт-Петербург. Всем ясно, что размещение в школе — временное, поэтому стараются найти себе работу и дом.

В начале учебного года школа должна распахнуть двери перед своими учениками. Коллектив учебного заведения всерьез настроен к 19 августа — дню приемки школ — полностью привести ее в надлежащий вид. Несмотря на нестандартную форму работы здесь делают ремонт: приводят в порядок помещения, меняют окна.

Новая жизнь

— На днях у дочери был день рождения, ей исполнилось два года. По этому случаю мы купили ей платье и устроили небольшой праздник, — рассказывает Полина Орлова.

Двухгодовалая Василиса приехала в Белгород с мамой, бабушкой и прабабушкой. Спустя несколько дней бабушка, убедившись, что с остальными членами семьи все в порядке, вернулась домой, в Луганск: не захотела бросать то, что нажито многолетним трудом. Сейчас там неспокойно, постоянно слышны выстрелы, летают самолеты. Орловы ежедневно звонят родным, чтобы убедиться, что с ними все в порядке.

Глава семейства Александр приехал через две недели после жены и дочери: до последнего работал в надежде обеспечить семью. Решение ехать вслед за родными пришло само собой: предприятие, на котором он трудился, развалилось. Сейчас он с нетерпением ждет, когда будут готовы все необходимые документы, чтобы трудоустроиться здесь. Профессия у Александра востребованная: он токарь, а по диплому — инженер.

Полина тоже мечтает о том, чтобы устроиться на работу, ведь на одну зарплату трудно и снимать жилье, и кормить семью, но для этого маленькую Василису необходимо устроить в детский сад.

— Хотела пойти в сад нянечкой, но не успела — желающих оказалось много, — сетует она.

О том, чтобы вернуться в Луганск, Орловы даже не думают. Теперь они — русские. Впереди у них непростая жизнь: нужно все строить заново. Пришлось многим пожертвовать и многого лишиться. Зато здесь, в России, у них теперь есть самое главное -мирное небо над головой.