Плата за постой

Платные парковки — эффективное лекарство от пробок на дорогах

В течение июля планируется ввести плату за парковку в центральной части Белгорода. Эта тема нынче живо обсуждается не только местными автовладельцами, но и «безлошадными» обывателями. Пересудов по поводу предстоящей новации, которая принудит водителей отдавать кровные денежки за пребывание своего «железного коня» в центре города, ходит немало. Сколько людей — столько и мнений. Попробуем разобраться во всем по порядку.

Зачем это надо?

Проблема автомобильных пробок является одной из самых злободневных для многих крупных городов. Белгород тому не исключение.

Количество автомобилей год от года растет, и им становится тесно на проезжей части улиц. Если три года назад в нашем городе были зарегистрированы 102 тысячи авто, то в 2012 г. их стало на 15 тысяч больше, а еще год спустя количество машин в собственности жителей областного центра достигло 139 тысяч. В настоящее время на трех белгородцев в среднем приходится один автомобиль. Судя по всему, это далеко не предел.

Директор ООО «Фабрика информационных технологий» Евгений Мирошников, который выступил в качестве эксперта, отмечает: «Нами совместно со специалистами БГТУ им. В. Г. Шухова проводились исследования транспортной ситуации в Белгороде, рассчитывался трафик в различных районах областного центра. В связи с тем, что многие водители приезжают в центр города на небольшое время и не могут быстро найти место для парковки своей машины, они начинают кружить по улицам в поисках стоянки. В результате возникает дополнительная загруженность дорог. Скорость транспортного потока при этом значительно снижается. Создается так называемый „блуждающий трафик“. Дело не только в том, что в центре города катастрофически не хватает парковочных мест. Просто сотрудники офисов и банков, различных контор и торговых центров приезжают на работу на машинах и занимают стоянку на весь день. В итоге даже их клиенты не могут воспользоваться местом парковки».

Многоуровневые паркинги, расположенные по соседству, в значительной степени пустуют. По мнению Евгения Владимировича, связано это не столько с «запредельными» тарифами на их услуги, сколько с менталитетом водителей: «Людям просто лень пройти от паркинга до того места, куда они приехали».

Специалистами мэрии была, к примеру, проанализирована причина нехватки парковочных мест на ул. Преображенской. Оказалось, что для удовлетворения всех потребностей необходимы полторы сотни машиномест. При этом практически рядом находится паркинг на двести машиномест, который пустует. Очевидно: горожане не должны иметь неудобства. Люди, которые приехали в центр города по делам и на короткое время, должны иметь полчаса бесплатного времени стоянки, а после этого должен включаться счетчик. Тем же, кто паркует свое авто на весь рабочий день, за восьмичасовую стоянку надлежит заплатить сполна.

Где придется платить?

В марте депутаты Совета утвердили Порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения. В документе детально прописано регулирование правоотношений в этой сфере. В нем, в частности, сказано, что платные парковки создаются «в местах, где загруженность улично-дорожной сети и стоянка транспортных средств ограничивают движение транспорта». Решение о создании и использовании парковки, в том числе на платной основе, принимает городская администрация. Плата за пользование парковками поступает в муниципальный бюджет.

На заседании думского комитета по законодательству и вопросам инновационного развития заместитель главы администрации Белгорода Константин Полежаев сообщил, что платные муниципальные парковки в центре города будут вводиться в эксплуатацию в два этапа. В первую очередь они заработают в границах проспекта Славы, ул. Попова, ул. Вокзальной, ул. Преображенской, ул. Князя Трубецкого (от улицы Победы до Гражданского проспекта). Здесь будут организованы в общей сложности 750 платных машиномест. Отмечено, что четыре стоянки предполагается оборудовать шлагбаумами.

На втором этапе реализации проекта платные праковки появятся в границах ул. Преображенская и Белгородского проспекта, а также добавятся по ул. Попова и ул. Вокзальной. Это даст дополнительно еще тысячу «доходных» машиномест. Для приёма платежей от водителей в центре города установят 19 терминалов.

Почем стоит постоять?

Согласно методике, утверждённой Советом депутатов Белгорода, плата за парковку не может превышать 45 рублей за час стоянки. Сбором денег будет заниматься муниципальная служба «Белгородское парковочное пространство».

По словам Константина Полежаева, тариф за один час парковки составит 30 рублей. При этом первые полчаса пребывания на стоянке планируют сделать бесплатными. Возле больниц областного центра безвозмездно парковать можно будет в течение двух часов. Право безлимитной бесплатной стоянки предусматривается для автомобилей экстренных, спасательных служб и силовых структур. Кроме того, десятую часть от всех машиномест на парковке выделят инвалидам и их законным представителям, ветеранам Великой Отечественной войны и родителям многодетных семей, с которых также не будет браться плата за стоянку. Выдачей специального парковочного разрешения упомянутым категориям граждан займутся органы соцзащиты города.

Насколько указанный выше тариф соответствует уровню оплаты, принятому в других российских городах? Информация для размышления: час парковки в Москве обходится водителям от 50 до 80 рублей, в Сочи — 50 рублей, в Екатеринбурге — 30 рублей. Как отметил Константин Полежаев, опыт именно этих городов был взят за основу при разработке проекта платных парковок в Белгороде. Что касается жителей, оставляющих машину под окнами своей многоэтажки, то предполагается разрешить им это делать безвозмездно с 20:00 до 8:00 часов утра. Остальное время за стоянку авто в центре города придётся платить. Эти меры со временем приучат горожан пользоваться услугами многоуровневых паркингов. Вскоре они подсчитают и поймут, где стоянка им обходится дешевле.

Что касается сотрудников офисов и торговых центров, которые приезжают на работу на персональном авто, то далеко не всем эта привычка будет по карману. Придется им волей-неволей пользовать услугами общественного транспорта. Очевидно, что работу его придется срочно приводить в соответствие с требованиями дня. На заседании думского комитета первый заместитель мэра Константин Полежаев сообщил: «Работа в этом направлении уже ведётся. Администрацией города принято решение убрать автобусы с троллейбусных маршрутов. В настоящее время восстанавливаются троллейбусные маршруты на Харьковской горе. Планируем запустить десять новых троллейбусов на автономном ходу».

Как платить

С вводом в строй платных муниципальных стоянок в центре города водители после парковки автомобиля должны будут оплатить услугу по своему мобильному телефону посредством SMS либо через паркомат.

Первый паркомат был установлен в нашем городе несколько месяцев назад на Гражданском проспекте, неподалеку от здания мэрии. Отметим, что наличные деньги приниматься паркоматом не будут, дабы избежать попытки мошенниче¬ства с оплатой услуги.

К сведению автовладельцев: контролироваться оплата будет при помощи мобильных комплексов фотофиксации. Они через определенные промежутки времени считывают номера припаркованных машин и передают информацию в автоматизированную систему. После завершения срока безвозмездной стоянки и при отсутствии оплаты услуги на водителя налагаются штрафные санкции.

Депутаты областной Думы поддержали намерение муниципальных властей установить в Белгороде штраф за неоплату услуги за пользование парковкой. Его размер определен в одну тысячу рублей, а за аналогичное нарушение, совершенное в течение года, — полторы тысячи рублей.

Соответствующая правовая норма будет внесена в закон «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области».

Скажем прямо: упомянутые выше меры — далеко не популярные. Но они необходимы и своевременны, чтобы привести в порядок транспортную ситуацию в центре нашего города. Как заявил заместитель председателя областной Думы Юрий Клепиков: «Многое в этом вопросе зависит от скрупулёзной организации работы. Между тем, подобные проекты уже реализованы (например, в Москве) и дают значительный положительный эффект».

Константин Мышкин