Красен дом не углами, а жильцами

Качество капремонта многоэтажки призваны оценивать не только контролирующие организации, но и владельцы жилья

В редакцию газеты пришло письмо от Раисы Черновой, которая проживает в доме № 5 по ул. Апанасенко. Она поделилась своими впечатлениями о качестве капитального ремонта, проведенного семь лет назад ТСЖ «Единство». Не будем утомлять читателя перечислением всех недочетов строителей, которые упомянула Раиса Иосифовна в пространном письме. Отметим только, что после окончания капитального ремонта в этом многоквартирном доме начался настоящий бесконечный ремонт.

Кто-то скажет: «Что старое вспоминать?! Это, так сказать, дела минувших дней». Между тем, тема, поднятая Раисой Черновой, нынче весьма злободневна. С начала июля в 32 многоэтажках областного центра развернулись масштабные работы по капитальному ремонту. Строители обещают уложиться в сжатые сроки. Вот только понятия «быстро» и «качественно» далеко не всегда дополняют друг друга.

Рассказать о том, что надо сделать во избежание недобросовестного исполнения работ в отремонтированном многоквартирном доме, мы попросили директора муниципального унитарного предприятия (МУП) «Управление капитального ремонта» Александра Васищева.

— Александр Леонидович, каким образом жильцы в многоэтажках могут действенно контролировать качество работ при капитальном ремонте здания?

— В многоквартирных домах, где недавно начался капремонт, я общаюсь с владельцами жилья — узнаю их претензии и пожелания. От них поступили запросы на проектно-сметную документацию. Жильцов также интересует порядок проведения строительных работ, объемы и сроки их проведения. Всю упомянутую информацию граждане, согласно действующему жилищному законодательству, вправе получить от меня для ознакомления. В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, владельцы квартир должны знать все нюансы проводимого в их доме капитального ремонта.

Функции технического заказчика работ по капремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления или муниципальными бюджетными учреждениями на основании соответствующего договора, заключенного с региональным оператором.

Региональный оператор обязан подготовить и направить собственникам помещений предложения о сроке начала ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг (работ), их стоимости и порядке финансирования, а также другие предложения, связанные с проведением капитального ремонта.

Жилищный кодекс РФ, ст. 182, п. 2.1 и 4.

Кроме того, собственники жилья имеют возможность участвовать в выборе подрядчика, а также подписывать акты выполненных работ.

— В многоэтажке порой размещаются десятки, а то и сотни квартир. Вполне очевидно, что контактировать с каждым собственником жилья практически невозможно. Не так ли?

— Предполагается, что интересы всех владельцев квартир будет выражать совет дома. В него, как правило, входят старшие по подъездам и председатель. На общем собрании собственники жилья должны предоставить им право принимать участие в приеме работ по капитальному ремонту, что оформляется в виде протокола. Впрочем, по решению собрания в состав комиссии по приему работ по капремонту могут войти и другие инициативные граждане либо специалисты по строительству.

Совет многоквартирного дома осуществляет контроль оказания услуг (выполнения работ) по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, а также за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений.

Жилищный кодекс РФ, ст. 161.1, п. 5.1

Уполномоченные жильцами граждане в ходе выполнения капремонта могут проверять качество выполнения работ на любом этапе. Они должны делать замечания, общаться с прорабом либо начальником участка. На каждом объекте есть паспорт стройки, в котором для жильцов указаны телефоны МУП «Управление капитального ремонта» и руководителя компании-подрядчика.

Я предлагаю представителям собственников жилья лично присутствовать при выполнении строителями скрытых работ. Таким образом, они смогут проконтролировать качество и сделать замечания, чтобы строители могли своевременно устранить выявленные огрехи.

— Александр Леонидович, расскажите о мерах, которые, наряду с контактами с собственниками жилья, применяются вами для обеспечения должного качества капремонта многоэтажек.

— Мы регулярно объезжаем объекты и проверяем ход работ. Так, за последнее время комиссия по контролю посетила дома по ул. Победы, 71 и ул. 50 Белгородской области, 4. На этой неделе ситуацию с проведением капремонтов в областном центре проконтролировал в ходе рабочей поездки мэр Сергей Боженов.

— От кого горожане могут узнать дату и время, когда строители будут сдавать по акту очередной этап работ по капремонту многоэтажки, в которой они проживают?

— Об этом их обязана извещать управляющая компания, заблаговременно вывешивая объявления на подъездах. Кроме того, о времени сдачи этапа работ будут по телефону сообщать председателю совета дома.

Отмечу, что в первую очередь строители будут сдавать фасад и кровлю здания. Жители дома могут лично произвести их осмотр и оформить претензии к качеству в виде протокола. Формы КС-2 и КС-3, которые дают право строителям на оплату работ, будут подписываться лишь после устранения всех замечаний собственников жилья. Пока представители заказчика (МУП «Управление капитального ремонта»), управления капитального строительства и, в первую очередь, владельцы квартир не будут удовлетворены объемом и качеством выполненных работ, деньги компании-подрядчику перечисляться не будут.

Косметический ремонт в подъездах дома выполнит управляющая компания. Что касается благоустройства дворовой территории, то оно может быть проведено только за счет средств жильцов при финансовой поддержке муниципалитета. Для создания парковочных мест автовладельцам предлагается организовать соответствующий кооператив.

При окончательной сдаче объекта создается рабочая комиссия, в состав которой войдут представители профильных подразделений муниципалитета, управляющей компании и собственников жилья. Члены комиссии осмотрят отремонтированное здание, сверят заявляемые и проектные объемы работ, оценят качество, а также соответствие объекта строительным и противопожарным нормам. Подрядчик при этом должен представить сертификаты качества на все использованные материалы.

— Александр Леонидович, может возникнуть ситуация, когда собственники жилья выскажут претензии к качеству использованных строительных материалов. Как быть в таком случае?

— Марка материала заложена в проектно-сметной документации. К примеру, при встрече с жителями дома № 4 по ул. 50 Белгородской области граждане высказались против установки в их доме чугунных радиаторов отопления. На общем собрании собственники жилья приняли решение о замене их на современные биметаллические батареи. Вопрос этот был решен в рабочем порядке.

Проблема в том, что стоимость желаемого материала не должна превышать цену, заложенную в утвержденной смете. В противном случае разница компенсируется за счет жильцов.

При выполнении ремонта фасада зачастую вид здания портят балконы. В ходе рабочей поездки мэра Сергея Боженова было предложено собственникам квартир произвести их единообразное остекление и обшивку за собственный счет. Подрядные организации готовы сделать это качественно и со значительной скидкой по цене.

— Низкое качество материалов или выполненных работ может проявиться не сразу, а в процессе эксплуатации многоэтажки. Что делать в таком случае?

— На все виды работ по капитальному ремонту, согласно договору между заказчиком (МУП «Управление капитального ремонта», авт.) и подрядной организацией, установлен гарантийный срок — пять лет. На протяжении этого периода все скрытые изъяны устраняются строителями безвозмездно.

Собственники жилья в случае выявления изъянов должны обратиться в свою управляющую компанию, которая сообщит об этом нам. После этого МУП «Управление капитального ремонта» направляет руководству строительной компании предписание с требованием в минимальные сроки устранить выявленные дефекты. Отмечу, что принимаются эти работы у строителей также комиссией с участием собственников жилья.

На фото: Капремонт дома № 7 по ул. Гагарина