Сестры Уткины: Лидия, Вера, Клавдия — яркие представители довоенного поколения, детство и юность которых опалила война. Но, несмотря на голод в блокадном Ленинграде, смерть близких, изнурительную работу в госпиталях, они, совсем девчонки, выстояли и наравне со взрослыми приближали долгожданную Победу. Им довелось вынести все тяготы войны и выжить.
Когда не было войны
Каждый из нас черпает силы из родной земли. И Новгородчина с ее заповедными лесами, грибами да ягодами, да еще красавицей рекой Ловатью, на берегу которой стояло родное село Уткиных, наверняка, давала заряд энергии этим женщинам, когда, казалось, не было сил бороться с навалившимися несчастьями. Их мама рано умерла, оставив на руках отца пятерых детей: старшей, Лиде, было одиннадцать лет, младшему, Володе, три года. Материнские заботы взяла на себя бабушка.
Мама была ленинградкой, и у них было много родственников в городе на Неве. Они, как могли, поддерживали осиротевшую семью. Одна из тетушек позднее забрала Лиду к себе, там она поступила в медицинский техникум и после его окончания работала в госпитале. Закончив семь классов, Вера выбрала профессию учителя. Спортсменка, отличница только окончила первый курс педагогического училища, когда грянула война.
Блокадники
Страшное известие обрушилось на Верочку, как гром среди ясного неба: уже были куплены билеты до Старой Руссы, чтобы ехать на каникулы домой, к отцу. Но все планы спутала война. Старшекурсники выстроились в очереди в военкоматы, те, кто помладше — отправились рыть окопы на подступах к Ленинграду. А когда начались бомбежки, подростков возвратили в город. Они дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы. Но самое страшное было впереди. Кольцо блокады сжималось, в городе начался голод. Сан-дружинница Вера Уткина вместе с подругами обходила квартиры ленинградцев,
они спасали тех, кто не мог самостоятельно передвигаться, и собирали мертвых. Cмерть их уже не пугала. Однажды во время обхода дома на Васильевском острове она нашла своих родственников. Взрослые умерли, а племянники трех и восьми лет, были еще живы. Детей отправили в детский дом, и после войны отец смог найти их. Это даже вспоминать страшно: голод, холод, смерть. У Веры умерли бабушка и две тети. Они с двоюродной сестрой продержались до открытия ледовой дороги. Их, умирающих, оставили в госпитале недалеко от города Осташков. Но молодость взяла свое, и девчонки поправились.
Едва став на ноги, включились в работу. Значкистки ГТО, они умели обращаться с оружием, могли оказать первую помощь раненым.
Сестрички-фронтовички
Так сложилось, что Вера, которая готовилась стать учителем, как и старшая сестра Лида, работала в госпитале, спасая жизни раненых. «Сколько пришлось насмотреться крови, обморожений, гангрены, особенно, когда начались бои под Москвой», — вспоминает Вера Николаевна. Стояли лютые морозы, и в госпитале были не только раненые, но и обмороженные. Вчерашние школьники становились калеками без рук и ног. Сколько пришлось разгружать санитарных эшелонов, причем ночью, ведь днем бомбили! А днем девчонки ухаживали за ранеными, читали им стихи, писали письма. Вместе с эвакуационным госпиталем Первой ударной армии 2-го Прибалтийского фронта Вера дошла до Прибалтики, там и встретила Победу. Но на этом война для нее не закончилась. Едва смолки залпы салютов, госпиталь отправили на Дальний Восток.
А сестры Лида и Клава отпраздновали день Победы в Венгрии. Их встреча была просто чудом. Когда началась война, младших Уткиных отправили в эвакуацию, на Алтай. А после снятия блокады Ленинграда Клава нашла старшую сестру, и Лида уговорила начальника госпиталя взять на работу младшенькую. Так в 1944 году начались фронтовые дороги Клавы Уткиной. Госпиталь перекочевал сначала в Николаев, потом в Румынию. В теплушках сестры двигались вслед за фронтом. Они были первыми, кто принимал раненых: оказывали помощь, на носилках тащили к вагонам, где их осматривали врачи. В памяти остался небольшой городок Сцегед на берегу Тиссы. Там, на подступах к Будапешту, шли жестокие танковые бои. И госпиталь переполняли обгоревшие танкисты. Госпиталь из вагонов переместился в здание бывшего монастыря. А потом в город стали возвращаться местные жители, прятавшиеся в лесах. Солдаты кормили оголодавших детей, а горожане рассказывали, как их запугивали, что русские будут издеваться над ними. Когда сестры узнали о Победе, столько радости было! Гремела музыка, люди обнимались, смеялись и плакали. Этого дня не забыть никогда.
Под мирным небом
Как и для средней сестры, служба в Армии для Клавы и Лиды не закончилась в мае 1945-го. Раненых было много, и в госпиталь поступил приказ продолжить работу. Клава в 1949 году вышла замуж, вместе с мужем они жили в Венгрии. Вера встретила свою судьбу на Дальнем Востоке. Ее муж был родом из Белгорода и увез молодую супругу на малую родину. Город был разрушен, фронтовики-молодожены жили в доме, где раньше располагался ресторан (это район нынешнего строительного колледжа). Вера уже родила дочь, к ним приехал ее отец с младшими детьми, и все они ютились в двух небольших проходных комнатах.
Непросто сложилась и судьба Клавы. Мужа оклеветали, и он получил 15 лет за антисоветскую пропаганду. Женщина в ту пору ждала ребенка, но мужа не предала, от сына избавляться не стала и писала письма в его защиту. Это помогло. Срок сократили на пять лет. В1956 году супруга освободили и реабилитировали. В этом же году семья Малиновских переехала в Белгород.
В городе на Неве осталась лишь старшая сестра Лида. Она восстанавливала разрушенный Ленинград, вместе с которым пережила тяжелые дни блокады. Здесь прошла ее юность, и Лидия Николаевна по-прежнему влюблена в этот прекрасный город, в плеск невской волны и рассветы над Невою.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Сердечно поздравляем этих замечательных женщин, сестер Уткиных, со светлым и любимым праздником!
Они боролись и страдали во имя Победы и отдали столько сил, чтобы мы жили мирно, счастливо, благополучно.
Их поколение воевало с врагом и восстанавливало разрушенную страну, голодало, мерзло, но никто не боялся трудностей и не роптал: трудно было всем. И по-другому они жить не могли, не умели. Так пусть сейчас их окружают заслуженная любовь и благодарность современников, они достойны ее.
АННА БАРАБАНОВА
АНАТОЛИЙ КОЛЕСНИКОВ, заместитель председателя Совета ветеранов г. Белгорода
Фото из архива семьи Уткиных