«Один маленький, но довольно-таки большой вопрос»*

В Белгороде более 28 тысяч гаражей. Но лишь треть из них используется по назначению

Кто из нас не смотрел фильм «Гараж»? Помните, какие страсти разгорались на заседании гаражно-строительного кооператива, что проходило на фоне чучел в зоологическом музее? Рязанов, как видный комедиограф своего времени, очень верно отразил одну из болевых точек периода развитого социализма. Любой автовладелец, получивший заветную возможность приобрести «Жигули» или «Москвич», стремился стать и членом ГСК. Это было и удобно — не приходилось следить за безопасностью столь лакомого и дефицитного транспорта, и престижно. Постепенно гаражи становились местом особенным. Мужики прятались здесь от своих порой надоедливых подруг жизни, под видом ремонта четырехколесного друга устраивали посиделки с друзьями. Жизнь в них кипела, но все же главное предназначение гаражей оставалось прежним — место хранения автомобиля. И ничего, что для того, чтобы поехать на дачу, надо было сначала проехать пять остановок на общественном транспорте, забрать машину и вернуться за домочадцами.

Времена изменились, и все больше горожан не заморачиваются гаражным вопросом. Проще поставить машину возле дома среди четырехколесных друзей других автовладельцев. Дворы постепенно превращаются в большие стоянки, а гаражи… . Они продолжают жить своей жизнью, только жизнь эта уже несколько отличается от той прежней, из советских фильмов.

Маленькая жизнь

В ГСК-75, что на улице Губкина, мы приехали вместе с начальником сектора по работе с ГСК комитета по управлению Восточным округом Иваном Мирошниченко. Иван Александрович — человек неравнодушный и, что называется, в теме: занимается гаражами не первый год. У него свои задачи, а у нас свои.

Здешний массив относительно благополучный, правда, как рассказывает Иван Мирошниченко, повоевать за это благополучие пришлось изрядно.

— Вот здесь держал гараж один приезжий из южной республики, — рассказывает он. — Мусора вокруг было немерено. Причем на замечания он реагировал агрессивно. Слава Богу, продал гараж, сейчас таких здесь нет, более или менее приучили к порядку.

На въезде в массив валяется целая гора использованных автопокрышек. Одна из задач Ивана Александровича — разобраться, кто выбрасывает негабаритный мусор. Дальше идут действия, практически схожие со следственными. Начинаем объезжать шиномонтажки, которых в здешних гаражах немало. Вот, кстати, одно из назначений нынешних гаражей -ремонт, мелкое производство и пр. Частные предприниматели вовсю используют ГСК для разного рода деятельности, чаще связанной с обслуживанием автомобилей.

Хозяин первой мастерской Валерий приводит неопровержимые доказательства того, что покрышки не его. Дальше — сложнее. В следующей мастерской хозяйничает некий Сергей, который работает у Дмитрия, который, в свою очередь, арендует гараж у некого Вячеслава. Аренда, субаренда — сам черт ногу сломит. В любом случае, используется гараж не по прямому назначению, а вот мусорила или нет мастерская — предстоит еще разобраться. В общем, на протяжении сотни метров здесь три шиномонтажки с соответствующими объявлениями, есть и другие мастерские без опознавательных знаков.

— Этот массив не самый показательный, — рассказывает Мирошниченко, — потому что рядом с жилыми домами примерно 80 процентов гаражей все же используются по назначению. Это очень высокий показатель.

А вот и некий островок прежней жизни. Двухэтажный гараж возвышается экзотическим небоскребом среди общего одноэтажья. Бывший инженер, ныне пенсионер Василий Петрович с удовольствием демонстрирует, как с помощью балки и лебедки ставит машину на второй этаж.

Впрочем, это незаконно Административный протокол на Василия Петровича уже составляли. В архитектуре второй этаж отказываются узаконить. Но Василий Петрович не унывает. Говорит, что готов обратиться в суд.

Но этот пример инженерного мышления не слишком показателен. Бывают в гаражах и криминальные происшествия, случаются и ситуации чрезвычайные. Примерно год назад мужчина, поссорившись с женой, переехал жить в гараж, расположенный на улице Константина Заслонова. Однажды закурил перед входом, а закончилось все взрывом бытового газа, хранившегося внутри. Были разрушены пять гаражей, виновник взрыва получил травмы и ожоги.

Неоднократно полиция находила в гаражах угнанные автомобили. О бытовом криминале я уже и не говорю.

По горам и долам

Всего в Белгороде более 28 тысяч гаражей. Если быть более точным, то в Западном округе 14560 гаражей, в Восточном ?13532 гаража, объединенных в две с половиной сотни гаражных кооперативов. Все вместе они занимают территорию, считай, целого города. Руководство областного центра принимает все возможные меры по наведению порядка на их территории и в местах, прилегающих к кооперативам. Каждый владелец гаража ежемесячно платит в дополнение к коммунальным услугам 35 рублей за уборку территории. С управляющими компаниями заключаются договоры, и они занимаются уборкой. Мусор собирается в контейнеры и вывозится. Правда не всегда это получается легко сделать. Как, например, справится женщина-дворник с отходами строительного производства, что нередко складируются на территории ГСК вроде бы рядом с контейнерами? Или не секрет, что зачастую гаражи расположены на неудобьях, склонах. Такие сакли, в которые и заехать автовладельцам страшно, находятся, например, за кооперативным университетом. Контейнеры здесь стоят внизу, так как вверх тяжелый транспорт компании «Эконтранс» просто не заберется. Но все ли донесут этот мусор вниз? Да, сотрудники округов вместе с представителями муниципальной стражи проверяют территории, выписывают штрафы, но в состоянии ли они добраться до всех уголков и закоулков?

И еще одна важная деталь. Специалисты утверждают, что в среднем лишь одна треть гаражей нынче используется по прямому назначению: то есть для хранения автотранспорта. Остальные — либо под кладовые, сараи, подвалы, либо (о чем уже писалось выше) для предпринимательской деятельности, зачастую незаконной. А порой просто так- на всякий случай. Как заметил неизвестный мудрец: «Гараж служит главным образом для хранения хлама, которым раньше был завален чулан». Тем более, что налог на гараж составляет в год всего 700 рублей. За год со всех 28 с лишним тысяч гаражей городская казна имеет всего 15 миллионов рублей. Цифра- просто смешная. А вот проблем с гаражами хватает.

Человеческий фактор

— Эти проблемы тесно связаны с санитарным состоянием города, -считает Иван Мирошниченко. — А корень всего — пресловутый человеческий фактор. На Западе, к примеру, есть экологический сбор. Вот такой же сбор надо ввести и с владельцев гаражей. Тогда можно заключить договор с фирмой, которая будет заниматься соблюдением чистоты и порядка в ГСК. Будет с кого спрашивать. Впрочем, в плане уборки мы все же более или менее ситуацию в норму привели, а вот с нецелевым использованием гаражей сложнее, нет на данный момент рычагов воздействия.

С его коллегой из Западного округа — главным специалистом отдела по работе с ГСК Юрием Клевцовым, мы вели разговор уже на более глобальные темы.

— По-человечески я понимаю тех, кто ставит машины возле дома, а не хочет ехать, чтобы оставить ее за пять километров, — говорит Юрий Павлович. — Хотя и осознаю, что это не решение проблемы. Но что получается: дедушка привык к гаражу, а платить 35 рублей за уборку не хочет. Что с ним делать? Хотя ГСК, конечно, бывают, разные. Где-то не могут элементарный порядок навести, а где-то серьезно за порядком сами следят, шлагбаумы ставят, проверяют, кто въезжает.

Один из таких серьезных председателей — Анатолий Дрыгин, руководящий ГСК-48, что по Первому Мичуринскому переулку.

— Порядок установить не так сложно, — считает он. — Была бы заинтересованность. У меня такая заинтересованность есть. Два гаража здесь наши — мой и дочки. Правление ГСК заключило договор на вывоз мусора, минуя УК, непосредственно с «Экотрансом». Раз в год собираем взносы — целевой 500 рублей на ремонт и 500 рублей на вывоз мусора. Все это закреплено в уставе, который принят общим собранием. Все ли платят? Из 250 членов ГСК 233 регулярно, — рассказывает Анатолий Васильевич.

Такой пример, безусловно, достоин подражания, только способен ли он решить проблему полностью? Вряд ли. И таково общее мнение всех тех, с кем пришлось беседовать.

— Надо строить большее число платных стоянок рядом с жилыми домами, — считает Юрий Клевцов. — Тогда гаражи сами по себе отживут, ведь держатся за них, в основном, те, кто давно построил. Молодые таким путем не идут.

Есть в нашем городе и еще один хороший опыт. Стали появляться кооперативные стоянки возле домов. Вот одну такую не так давно ввели в строй на бульваре Юности. Специально оборудованная площадка рассчитана на 31 автомобиль.

Автовладельцы оплатили строительство парковки, а с документами и реализацией проекта им помогли в комитете по управлению Западным округом и управляющей компании. Уговаривать вступить в кооператив автовладельцев не пришлось.

— Моей супруге дважды царапали машину, нарочно, потому что у нас такая конкуренция во дворе, — рассказал один из членов кооператива Николай Забуга.

Он и предложил своим соседям построить кооперативную парковку. Цена вопроса — 30 тысяч рублей. Сумму собирали частями, чтобы семейный бюджет не пострадал. Теперь въезд оборудован шлагбаумом, за автомобилями ведётся круглосуточное наблюдение.

И такой опыт не единичен. Ну а подводя итоги, можно сказать, что все зависит от людей. Как говорится, было бы желание. Тогда и нынешние ГСК можно привести к общему вполне приемлемому знаменателю, и с парковками для машин решить вопрос вполне цивилизованно. Что же касается тенденции к постепенному отмиранию гаражных кооперативов, то это вопрос времени. Какого -сказать трудно. Поэтому пока поиск решения проблемы лежит в рамках реалий дня сегодняшнего.

____________
*Из фильма Эльдара Рязанова «Гараж».

Exit mobile version