Warning: Attempt to read property "child" on null in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 45
Семь ответов специалиста
Делать или не делать прививку ребенку? Этим вопросом задаются многие родители. И их сомнения основаны на заблуждениях относительно вакцинопрофилактики. Итак, давайте разберемся.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПЕРВОЕ: ВАКЦИНАЦИЯ — ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННОЕ ДЛЯ ОРГАНИЗМА МЕРОПРИЯТИЕ.
Процесс вакцинации, то есть попадание во внутреннюю среду организма живых или мертвых микробов и вирусов или их фрагментов, начинается с момента рождения и продолжается практически всю жизнь. С давних времен люди заметили, что если человек побывал среди больных и не заболел (а если заболел, то легко), в дальнейшем для него эта болезнь была не страшна. И только в восемнадцатом веке Дженнер реализовал эти наблюдения — сделал прививки коровьей оспы людям и так предотвратил эпидемию натуральной оспы. Способность организма вырабатывать защиту от микробов и вирусов заложена в человеке изначально.
По своей структурной организации иммунитет гораздо сложнее, чем многие другие функции человеческого организма: зрение, слух, дыхание и т. д. Если этой способности сопротивляться болезням нет, то ребенок без введения иммуноглобулина не жизнеспособен (врожденный иммунодефицит). В крови взрослых людей есть антитела ко многим инфекционным болезням, которыми большинство из нас никогда не болело (бруцеллез, сап, туляремия и др.), потому что в клетках иммунологической памяти информация об этих инфекциях хранится, поддерживая определенный уровень антител. Но болезнь болезни рознь. Некоторые из них в силу быстроты распространения, тяжести течения, частоты смертельных случаев представляют опасность как для каждого в отдельности, так и для всей человеческой популяции. И возникают вопросы: если в организме предусмотрены целые системы, отвечающие за выработку антител, почему не воспользоваться этим обстоятельством? Почему надо ждать случая, а не предотвратить его?
ЗАБЛУЖДЕНИЕ ВТОРОЕ: ПРИВИВКА — ПУСТЯЧНОЕ, НЕСЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО.
Прививка — это сложнейшая и серьезная процедура, когда здоровому ребенку сознательно, частично или целиком, вводятся компоненты вирусной или микробной клетки. Конечно, при ее выполнении следует соблюдать определенные правила: ребенок должен быть абсолютно здоров, вакцина должна быть качественной, техника вакцинации — профессиональной, а родители должны располагать информацией о прививке и возможных реакциях. Несоблюдение этих правил может привести к нежелательным последствиям. По данным ВОЗ, поголовная вакцинация против полиомиелита начиная с 1998 года предотвратила инвалидизацию более 5 млн детей, комплексная вакцинация в США (от младенцев до подростков) спасает приблизительно 44 тыс. жизней и предотвращает 14 млн случаев развития инфекционных болезней. Антивакцинальная кампания в Украине привела к вспышке кори в 2005-2006 гг., которая охватила 50 тыс. человек, 7 случаев закончились смертью.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕ: ЭПИДЕМИИ НЕТ, ПОЭТОМУ РИСК ЗАРАЗИТЬСЯ НЕБОЛЬШОЙ.
Каждая прививка создает в организме защиту на несколько лет. Поэтому подавляющее число людей сегодня пока еще находится под прикрытием уже имеющихся у них антител. Но процесс этот необходимо постоянно поддерживать. Когда пороги охвата вакцинацией
снижаются, тут же возрастает заболеваемость. Примеров очень много, особенно в странах цивилизованных и с высокой культурой. В Японии массовую прививку против кори начали делать в конце 50-х годов прошлого столетия, и в 1970-м уровень заболеваемости снизился практически до нуля. Вакцинацию прекратили, и спустя 2-3 года заболеваемость корью возросла, к 80-м годам достигнув уровня эпидемии. Тогда начался новый этап всеобщей вакцинации, но уже более усовершенствованной ацеллюлярной вакциной.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ: ВАКЦИНАЦИЯ ОПАСНА НА РАННИХ СРОКАХ МЛАДЕНЧЕСТВА.
Даже у плода, а затем у новорожденного на протяжении нескольких месяцев в крови есть материнские антитела, которые защищают ребенка от инфекции. Но уже в первые часы после рождения происходит колонизация организма микроорганизмами, и иммунная система новорожденного способна отвечать на них, вырабатывая собственные антитела.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПЯТОЕ: ОПАСНО ОДНОВРЕМЕННОЕ ВВЕДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ВАКЦИН.
Доказано, что иммунная система может обеспечить ответ специфическими антителами на 107 антигенов. Если младенцу назначить 11 вакцин одновременно, то только 0,1 процента потенциала иммунной системы будет задействовано. Сегодня любые вакцины содержат значительно меньше антигенов, на которые реагирует иммунная система, чем при натуральной инфекции. Количество вакцин, вводимых одномоментно, не влияет как на эффективность специфического ответа, так и на каждую из них.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ ШЕСТОЕ: ПРИВИТЫЙ РЕБЕНОК МОЖЕТ ЗАБОЛЕТЬ. А ЕСЛИ ТАК, ТО ЗАЧЕМ ТОГДА ДЕЛАТЬ ПРИВИВКУ?
Вакцина содержит неполный набор антигенов, содержащихся в микробе или вирусе. В ее состав входят не все, а наиболее важные антигены, которые с помощью различныхтехнологий делают вакцину менее реактогенной. На ее введение в организме развивается иммунный ответ (синтез антител), который в большинстве своем предохраняет ребенка от заболевания. В ряде случаев болезнь все-таки может развиться, но закономерно — она будет протекать значительно легче и без осложнений.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ СЕДЬМОЕ: В ВАКЦИНАХ СОДЕРЖИТСЯ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЯДОВ И КОНСЕРВАНТОВ.
Основу вакцин составляют очищенные, ослабленные компоненты микробов и вирусов, которые, естественно, небезразличны для человека, но во много раз безобиднее, чем полноценные возбудители. Целый ряд вакцин производится на основе методов генной инженерии и вообще не содержит консервантов. В «живых» вакцинах, содержащих ослабленные возбудители, используют стабилизаторы. Только в некоторых вакцинах есть консерванты. Но они, как и стабилизаторы, применяются в концентрациях, сравнимых с тем количеством, которое ребенок получает из молока матери, в организм они поступают с водой и пищей.
Светлана Горобец,
врач МБУЗ «Городская детская поликлиника № 4»