Маленький автобус — большие проблемы

На замену «пазикам» придут современные автобусы

В настоящее время в Белгородской агломерации эксплуатируются более пятисот «пазиков». Планируется с территории областного центра их полностью убрать и оставить лишь на периферийных маршрутах. Это в значительной степени повлияет на загруженность городской дорожной сети.

В рамках проекта «Совершенствование организации пассажирских перевозок в Белгородской агломерации», который реализуется мэрией совместно с УП «БелНИИПградостроительства» (Белоруссия, Минск), намечено заменить в городской черте видавшие виды «пазики» на вместительные автобусы. Напомним, что в прошлом году парк машин для общественных перевозок в городе пополнился 20 новыми троллейбусами и 105 многоместными автобусами. Как говорится, дальше — больше. Чем обусловлена необходимость исключения автобусов модели «ПАЗ-672» и его модификаций из пассажирских перевозок, мы попросили рассказать заведующего кафедрой организации и безопасности движения БГТУ им. В. Г. Шухова, доцента Ивана Новикова.

— Иван Алексеевич, на протяжении семи лет идет речь о целесообразности замены на городских маршрутах автобусов малого класса на многоместные и экологичные машины. В Белгороде «газели» уже ушли в лету. Теперь на очереди «пазики». Какие проблемы это реформаторское решение властей позволит в результате решить?

— Замена маломерных автобусов на большие машины направлена в первую очередь на улучшение качества обслуживания населения и повышение эффективности общественного транспорта на территории города. Отмечу, что задача эта комплексная и точечными мерами ее не решить. Необходимо последовательно обновлять подвижной состав и при этом совершенствовать дорожно-уличную сеть.

Существует такой важный показатель, как «динамический габарит транспортного средства». Он характеризует место машины, которое она занимает на дороге в процессе движения (размер кузова плюс минимально допустимая дистанция в потоке). Для автобуса вместимостью свыше ста пассажиров этот показатель равен 38 метрам, а для «пазика», в котором по техпаспорту всего 45 мест — 33 метра. Таким образом, чтобы перевести аналогичное количество людей, потребуется не менее двух автобусов малого класса. Их динамическая протяженность составляет 66 метров, что в 1,7 раза больше, нежели у многоместного автобуса. В итоге отказ от использования «пазиков» положительно повлияет на транспортную ситуацию в целом.

Особо надо отметить ситуацию на остановках общественного транспорта. То ли дело останавливается один большой автобус, совсем иное, когда вкривь да вкось паркуются пара-тройка «пазиков».

— Проблема парковки в городе относится к числу наиболее злободневных. Она неминуемо затрагивает и движение общественного транспорта. Не так ли?

— Для того, чтобы автобусы прибывали на остановку строго по графику, им необходимо создать соответствующие условия. Пока этому в значительной мере препятствуют припаркованные на обочине частные авто. Особенно на маршрутах, пролегающих по центральной части города. Если «пазик» еще имеет какую-то возможность объехать припаркованные машины (порой при этом нарушая правила дорожного движения), то многоместному автобусу это трудно выполнимо. Необходимо предпринимать действенные меры, обеспечивающие оптимальное использование проезжей части дороги.

Концепция «Белгород -город удобный для жизни» может быть реализована, по моему убеждению, при следующей расстановке приоритетов: в первую очередь — пешеход, затем общественный транспорт и движущиеся автомобили, а припаркованные машины — в последнюю очередь. Шаги, предпринимаемые мэрией по введению в центральной части города платных парковок, идут в полном соответствии с этим ранжиром.

— Иван Алексеевич, каково Ваше отношение к организации на магистралях Белгорода выделенных полос для общественного транспорта?

— Такая возможность рассматривалась нами совместно со специалистами УП «БелНИИПгра-достроительства». Для предоставления общественному транспорту выделенной полосы необходимо соблюсти целый ряд требований. Проблема заключается не столько в ширине проезжей части, сколько в отсутствии в областном центре зон, которые могла бы опоясать «выделенка». Существуют участки маршрута, где организовать выделенную полосу практически нельзя. В итоге неминуемы пробки, которые сведут на нет эффект от подобного начинания.

Значительно перспективней дальнейшее совершенствование работы диспетчерской службы, которая призвана отслеживать место нахождения на маршруте каждого автобуса. Одно дело, когда машин больше полутысячи, совсем другое — около двухсот.

Сотрудники и студенты нашего вуза в прошлом году принимали участие в изучении пассажиропотоков в Белгородской агломерации. Теперь нам предстоит, по поручению отдела транспорта и развития транспортной сети департамента городского хозяйства, вести мониторинг движения на маршрутах. Собранные данные помогут своевременно вносить коррективы в программу по совершенствованию организации пассажирских перевозок в Белгороде.

— Давайте вернемся к плюсам от замены «пазиков» на городских маршрутах на автобусы большой вместимости.

Важное значение имеет экологическая составляющая. Автобусы «ПАЗ» безбожно загрязняют окружающую среду и явно не соответствуют нормативам, которые ныне действуют в России. Автобусы, которые придут им на смену, работают на метане. В выхлопных газах их двигателей — лишь углекислый газ да вода. Никаких тяжелых фракций.

Кроме того, отказ от автобусов малого класса положительно скажется и на снижении аварийности на дорогах. Для сведения: Павловский автобусный завод прекратил выпуск модели «ПАЗ-672» еще в 1990 году. Таким образом, эксплуатируются они как минимум четверть века. Ремонт «пазиков» зачастую проводится в кустарных условиях. Многоместные автобусы предполагают качественное техническое обслуживание на специализированных станциях. В результате они более безопасны и надежны.

Согласно упомянутой программе, планируется введение в областном центре безналичной оплаты проезда. Установка оборудования для приема платежа электронной карточкой требует определенного места, которого в «пазике» и без того, что называется, в обрез. Да и турникет там не установишь при всем желании.

Еще один плюс для горожан заключается в том, что большой автобус во дворе на ночь не припаркуешь. Да и «пазики», которые будут обслуживать исключительно загородные маршруты, оставлять под окнами многоэтажки станет невыгодно. В результате и с этим в городе станет больше порядка.

Выходит, от замены «пазиков» на автобусы большой вместимости в выигрыше оказываются пассажиры и водители, жители многоэтажек и Госавтодорнадзор. Одним словом — все белгородцы.

Exit mobile version