В драматическом театре состоялась премьера спектакля по пьесе Шекспира
Многие режиссеры признаются: с классикой работать гораздо сложнее, чем с современными пьесами. Ведь зритель подчас даже содержания современных пьес не знает, любой поворот сюжета для него — уже открытие. Кроме того, они написаны доступным и привычным языком. Он во всем: в костюмах, движениях, образах, персонажах. При постановке классических произведений удивлять сложнее. Да и язык приходится несколько адаптировать.
«Гамлет» — третий спектакль (после «Кукол» и «На дне») Валерия Беляковича, поставленный им в БГАДТ имени М. С. Щепкина.
Поставить «Гамлета» мечтают чуть ли не все режиссеры, воплотить решаются немногие, только выдающиеся постановщики, способные поражать своим видением.
Интерпретация пьесы английского классика Валерием Беляковичем интересна и небанальна. Мир Беляковича настолько непохож на классические представления о Дании XVII века, что пришедшему на «Гамлета» зрителю на первых порах может показаться, что он ошибся залом.
Синий свет, дым, свисающие с потолка черные колонны, похожие на гигантские боксерские груши (позже окажется, что это фонари, они будут активно включаться в действо, создавая то ощущение землетрясения, то качки на корабле)… Все. С таким минимальным набором декораций режиссеру удается полностью погрузить зрителей в свой сон о Гамлете, принце Датском. Своеобразным элементом декораций являются и актеры массовки, в перебивках исполняющие танцы: завораживающие, нагнетающие, волнующие. Они помогают еще сильнее вовлечь зрителей в происходящее на сцене, заставляют их испытывать те эмоции, какие нужны режиссеру в том или ином месте действа. И все это происходит под удачно подобранные музыкальные композиции, по звучанию безмерно далекие от времени написания пьесы. В костюмах, выбранных для актеров, также нет и грамма аутентичности. Они выполнены из самых неожиданных материалов: кожи, сетки, брезента. Здесь нет рюш, бархата, золотых узоров, зато можно увидеть актеров, «упакованных» в мешковину с пайетками. Одежда в этой необычной постановке порой тоже превращается в реквизит: связанные с рукавами полы платья как признак сумасшествия, сетчатый капюшон на голове как желание исчезнуть и не видеть мир лжи и пороков. Интересная находка режиссера — маски лицедеев, появляющиеся на сцене в момент приезда к Гамлету актеров и позже то и дело вплетающиеся в действо.
Все мало-мальски знакомые со школьным курсом литературы знают Офелию, Йорика, «быть или не быть» и истину о том, что хеппи-энда не будет.
Датский двор, принц Гамлет узнает о том, что его отец погиб от рук собственного брата Клавдия (его исполняет Игорь Ткачев), царствующего теперь на престоле и, спустя всего два месяца после смерти короля, женившегося на матери Гамлета Гертруде («женщину, чье имя вероломство» играет Эвелина Ткачева). Призрак отца Гамлета (Иван Кириллов) просит сына отомстить за свою смерть. А дальше будут козни, душевные терзания, восемь трупов.
Итак, сюжет неизменен. Однако смыслы, которые несет в себе постановка, для каждого времени разные, в этом уверен режиссер «Гамлета» Валерий Белякович.
— У Шекспира каждая пьеса не теряет актуальности. И в каждый исторический период она поворачивается какой-то другой стороной, которая отвечает на вопросы сегодняшнего дня. «Гамлет» с его историей, когда государство теряет силы управления своей территорией, своим народом, по-моему, очень отвечает сегодняшней ситуации, — полагает мастер.
В нашем театре эту шекспировскую трагедию ставят впервые. Для Валерия Беляковича же это не первый «Гамлет». Мастер впервые поставил его 30 лет назад в театре, который он создал со своими единомышленниками, — Московском театре на Юго-Западе. В роли Гамлета тогда на сцену выходил артист Виктор Авилов.
В белгородской постановке главную роль исполнил Дмитрий Беседа. Он говорит, что его Гамлет другой, он непохож на Гамлетов Авилова, Высоцкого, Смоктуновского.
— Это молодой Гамлет, который только начинает постигать жизнь. Он более резок и экспрессивен, его беспокоят несколько иные мысли, нежели взрослых Гамлетов, — говорит актер.
Для Дмитрия, пришедшего в белгородский театр всего полтора года назад, это первая большая роль, и, судя по реакции зрителей, она ему удалась.
Дмитрий — не единственный молодой актер, задействованный в спектакле. Так, Горацио играет новичок БГАДТ им. Щепкина Алексей Колчев, а Розенкранца — Николай Ильдиряков.
Оксана Катанская, исполнившая Офелию, также пришла в наш театр лишь в прошлом году. Она признается: работать над ролью было непросто, для того, чтобы достоверно изобразить сумасшествие, нужно много трудиться. Офелия Оксаны Катанской получилась необычной: здесь она не лиричная дама сердца главного героя, она резкая, жесткая, слегка грубоватая.
— Когда мы с Валерием Романовичем обсуждали роль, он посоветовал сконцетрироваться на том факте, что эта девушка росла без матери, ее воспитывали двое мужчин: отец и брат, именно поэтому Офелия вышла именно такой, — рассказывает актриса.
Полоний, отец Офелии, в исполнении Виталия Бгавина получился не по жанру смешной. В диалогах с его участием зал заливался хохотом.
В общем, белгородский «Гамлет» вышел невероятно разносторонним: он придется по душе и любителям классики, и тем, кто предпочитает современные постановки. В нем — и трагедия, и философия, и даже горстка юмора.
Постановку «Гамлета» посвятили 450-летию со дня рождения Шекспира. Мир отметит эту дату 23 апреля.