На днях экспертной службе в системе МВД России исполнилось 95 лет
Сотрудников этой службы называют технической интеллигенцией полиции, потому что в ней на протяжении почти столетия трудятся высокообразованные, талантливые и энергичные люди. Об истории развития, а также о том, чем живет служба сегодня, какие выполняет задачи, мы попросили рассказать начальника экспертно-криминалистического центра полковника полиции Игоря Прокопенко.
Экспертно-криминалистический центр — структурное подразделение полиции УМВД России по Белгородской области — состоит из 9 отделов и 2 отделений. Представители службы имеются во всех территориальных ОМВД. Экспертами выполняется более 13,5 тыс. экспертиз и около 9 тыс. исследований в год. Средний возраст сотрудников — 37 лет. В службе 4 кандидата наук, трое из которых получили ученую степень во время службы в ОВД.
— Игорь Евгеньевич, расскажите, как начинался путь длиной в 95 лет?
— В те далекие годы наши предшественники в наследство получили лишь линейку для измерения антропологических данных преступников по методу Бертильйона. Службу пришлось создавать с нуля: ни материальной базы, ни научно апробированных методик исследования объектов к тому времени еще не было. В практической деятельности использовались лишь фотографические методы исследования, и осторожно входила в экспертную практику дактилоскопия. Постепенно на вооружение экспертов поступали новые технические средства и методические рекомендации по практической реализации их возможностей, но неизменным оставался высокий статус эксперта — человека, как правило, с достаточным уровнем знаний в определенной области науки и техники, постоянно ищущего, в меру усидчивого и сомневающегося. Оправдывать свою принадлежность к технической интеллигенции милиции, а сейчас полиции, приходится ежедневно, а это накладывает отпечаток на личность сотрудника, его жизненные установки. Почивать на лаврах можно лишь до следующего серьезного испытания.
— Кто может стать экспертом и какие требования предъявляются к кандидату на службу?
— Кроме общих требований к кандидату на службу в полиции — возраст не старше 35 лет, наличие гражданства РФ, отсутствие судимости и т. д. — есть еще ряд специфических. Главным из них является соответствие гражданской профессии будущей экспертной специализации. Даже очень хорошему юристу практически невозможно выполнить биологическую или компьютерную экспертизу. Поэтому изображаемые в фильмах эксперты широкого профиля на практике не существуют, как и многое из того, что транслируется на каналах развлекательного телевидения.
Получить квалификацию эксперта, специализирующегося на производстве традиционных видов экспертиз (дактилоскопических, трасологических, почерковедческих, баллистических, портретных, технико-криминалистических экспертиз документов, экспертиз холодного и метательного оружия), можно на факультетах подготовки экспертов в высших учебных заведениях системы МВД России. Можно пройти этап обучения самостоятельно, имея высшее образование, со сдачей экзамена экспертно-квалификационной комиссии. Иной путь становления эксперта по специальным видам экспертиз. Их перечень достаточно велик (16 видов экспертиз), а высшее образование можно получить в гражданских вузах. Здесь является обязательным прохождение стажировки в базовых лабораториях, производство экспертиз под руководством наставника и получение права самостоятельного производства экспертиз в Центральной экспертно-квалификационной комиссии МВД России. В лучшем случае свою первую самостоятельную экспертизу эксперт выполнит только через год после приема на службу.
— Экспертная служба с 2011 года вошла в состав полиции. Как это отразилось на организации работы?
— Количество выполненных экспертами ЭКЦ экспертиз увеличилось с 11718 в 2011 году до 13660 в 2013 году. Значительно возросли требования по сокращению сроков их производства, повышению эффективности работы криминалистических учетов, качеству работы по обнаружению и изъятию следовой информации на местах преступлений, оптимизации других направлений экспертной практики. Наметилась тенденция укрепления качественного состава службы. С одной стороны — повысились общие требования к полицейскому: более сложными стали условия ежегодной сдачи контрольных нормативов по боевой и физической подготовке, а с другой -существенно расширились возможности по выбору будущего сотрудника из числа кандидатов на службу.
— Какое событие 2013 года запомнилось больше других?
— Безусловно, печальные события 22 апреля на Народном бульваре в Белгороде. На месте преступления первые эмоции — «Неужели такое у нас могло случиться?» — сменились на холодные профессиональные рассуждения: «Что делать?» и «Кто преступник?». Далее последовала сложная работа по установлению личности преступника и экспертно-криминалистическому сопровождению расследования преступления. После задержания преступника работы прибавилось, так как уголовное дело должно быть направлено в суд в течение двух месяцев. Выполнив последнюю экспертизу в рамках этого уголовного дела, мы провели анализ ошибок на случай повторения (не дай Бог) чего-то подобного. Слов благодарности от населения не услышали, но их никто и не ждал, так как чувство вины за случившееся не покидало каждого сотрудника. Повседневная рутина медленно стирала в памяти те события. А в декабре 2013 года из Следственного комитета России в адрес министра внутренних дел России поступило представление о поощрении наших сотрудников, в котором отражена высокая значимость вклада экспертов ЭКЦ в изобличении преступника в совершенном преступлении и, в конечном итоге, осуждении его к пожизненному лишению свободы.
— Проблемы материально-технического обеспечения существуют на протяжении многих лет. Есть ли перспективы для их решения?
— По материально-техническому обеспечению экспертных подразделений области за последние два года ситуация изменилась существенно и в лучшую сторону. В настоящее время нет проблем по приобретению расходных материалов, технических средств и их ремонту. Серьезная работа проводится ЭКЦ МВД России в рамках гособоронзаказа по обеспечению нашей деятельности в условиях постоянного роста объема работы.
— 2013 год — первый год реализации Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». Что может дать правоохранительным органам реализация положений данного закона?
— Главное — это серьезный дополнительный инструмент для раскрытия преступлений, который также позволит эффективнее работать по идентификации неопознанных трупов и розыску без вести пропавших лиц.
— В связи с юбилеем службы чтобы Вы хотели пожелать своим коллегам?
— Своим коллегам я желаю стабильности, семейного благополучия, запаса сил и энергии для решения самых сложных задач, которых бы становилось как можно меньше. Ветеранов службы и всех жителей Белгородчины поздравляю с наступлением весны, желаю крепкого здоровья, весеннего настроения и, главное, как можно реже сталкиваться с работой сотрудника полиции с надписью на жилете «специалист-криминалист» в повседневной жизни.
Юлия Ярош
Фото автора