Советы психолога для вашего ребенка

Вопрос: Все родители хотят, чтобы их дети развивались всесторонне, посещали кружки и всевозможные секции. Причем некоторые стараются отдать туда детей чуть ли не с грудного возраста. Но у наших детей в школе сегодня и так большая нагрузка. Насколько можно загружать ребенка дополнительными видами занятий и оправданны ли эти траты для развития ребенка или это просто дань моде?

Татьяна

На вопрос читателя отвечает Ксения Лобынцева, педагог-психолог МБОУ СОШ № 41 г. Белгорода:

— Не секрет, что сегодня развивать своё чадо принято чуть ли не с пелёнок. Однако специалисты предостерегают: интеллектуальные гонки могут привести к проблемам со здоровьем. Основы интеллекта закладываются в ранние годы. Пик развития умственных и творческих способностей, по мнению специалистов, приходится на период от 1,5 до 3 лет. В этом возрасте развивающие занятия с ребёнком приносят наиболее ощутимый результат. По достижении семи лет врождённые способности ребёнка, не получив необходимой подпитки и должного импульса, «засыпают».

Однако успешность занятий с малышами зависит от многих факторов. Главный из них — правильная дозировка. Многие честолюбивые родители стремятся «впихнуть» в своего ребёнка максимум знаний. И поначалу это приводит к блестящим результатам, однако не свидетельствует о сверхспособностях малыша.

Полученные знания в лучшем случае оказываются бесполезными, в худшем -приводят к тревожности детей, появлению у них психосоматических заболеваний и неврозов. Специалисты заметили и другую закономерность — большинство маленьких «гениев» так же, как и их старших коллег, отличает полная неприспособленность к быту. Родители, озабоченные «продвинутостью» ребёнка, не считают нужным тратить время на то, чтобы обучить его необходимым навыкам самостоятельности.

Проблемы могут возникнуть и в школе, в которой он сразу попадает в положение «выскочки». Оказавшись на голову выше остальных, он будет скучать на уроках, за что его будут недолюбливать и одноклассники, и учителя.

Чтобы занятия пошли на пользу, они должны проходить в игровой форме -так дети лучше усваивают и запоминают информацию. Ваша цель — не замучить ребёнка зубрёжкой, а разбудить его интерес к окружающему миру. Тогда он сам захочет узнать о нём как можно больше.

Развитие в любом возрасте должно не опережать, а соответствовать возможностям ребёнка. Ни в коем случае не следует пытаться перепрыгивать возрастные «ступеньки». Это объясняется тем, что за каждый вид деятельности -будь то чтение, письмо, речь — отвечают различные отделы мозга. И они, эти отделы, не развиваются сразу- а в строгой последовательности, опять-таки строго в соответствии с возрастными этапами своего развития. В первую очередь формируются отделы мозга, которые, говоря упрощенным языком, «заведуют энергетическим потенциалом организма» — они аккумулируют энергию, необходимую для функционирования физиологических процессов, для движения, для восприятия сигналов окружающего мира, обучения ребенка всем необходимым на данном этапе его развития навыкам, умениям. Поэтому в этот момент ни в коем случае не следует «торопить» мозг никакими обучающими программами -так организму ни энергетических ресурсов не хватит, и распределять их мозг еще «не умеет».

Оптимально перед началом занятий в кружках и секциях посетить невролога и психолога. Консультации этих специалистов помогут выявить существующие проблемы в развитии и выбрать занятия, которые их скорректируют.

Групповые развивающие занятия лучше не начинать раньше трех лет. Ни в коем случае нельзя пытаться ускорить интеллектуальное развитие за счёт физического и наоборот.

Отменять прогулки из-за интеллектуальных занятий нельзя ни в коем случае! Главный критерий успешных занятий — хорошее настроение ребёнка и умение применять полученные знания на практике.