Уже в этом году в Белгороде откроется «Малый Эрмитаж»
Увидеть картины великих мастеров, изучить полотна, репродукции которых мы видели еще в школьных учебниках, прикоснуться к мировым шедеврам без дорогих поездок в Амстердам, Краков, Дрезден, Париж. Стараниями фонда «Культурное достояние» это станет возможным уже в ближайшее время. Музеи с высококлассными копиями шедевров появятся в разных городах России. Белгород будет первым.
Кто?
Обсудить с мэром Белгорода Сергеем Боженовым перспективу создания у нас музея копий приехал основатель и председатель фонда «Культурное достояние» Виктор Карцев. Виктор Георгиевич — человек удивительно разносторонний: доктор химических наук, создатель новых направлений в области лекарственных препаратов, знаток литературы и поэзии, общественный деятель, он уже много лет влюблен в живопись. Она — его увлечение, потребность души.
Именно поэтому семь лет назад он основал фонд «Культурное достояние», основная задача которого — помощь талантливым художникам, содействие развитию искусства и сохранение культурного наследия.
Параллельно с фондом была создана галерея «N-проспект», где и хранится все собрание «Культурного достояния» — порядка 12 тысяч произведений. Подбором картин для фонда занимаются координаторы по всей России (представитель фонда в Белгороде -художник Григорий Новиков), в архив и на экспозиции попадают действительно лучшие работы. По сути, фонд занимается формированием «Третьяковки будущего» — сбором произведений, которые уже через несколько лет могут быть отнесены к русской и мировой классике.
У фонда еще много различных направлений работы: он занимается организацией ежегодных творческих пленэров в Черногории, помогает молодым и, напротив, пожилым художникам, не получившим признания, организовывает выставки и мастер-классы…
Что?
Создание музеев «Малый Эрмитаж» и «Малая Третьяковка» — это новый проект, который был задуман больше двух лет назад. За эти годы были сделаны первые шаги: сейчас фонд располагает почти двумя сотнями копий.
Копии эти написаны мастерами кисти, прошедшими строгий отбор: на право писать для будущих «Малых Эрмитажей» и «Малых Третьяковок» претендовали тысячи художников, отобраны же были всего 150. В основном это мастера из Гонконга — именно там, как оказалось, живут самые старательные художники. А работа по созданию копий очень кропотлива…
— Процесс написания копий в чем-то сложнее работы над оригиналом. Когда вы пишете авторское произведение, можете сделать шаг влево, шаг вправо, где-то добавить элемент, где-то убрать линию. А здесь — нужно досконально повторить работу мастера. А представьте, если это картина, к примеру, Босха! Сколько там нюансов! Мы несколько раз сверяем, чтобы картины не отличались от оригинала, художники дополняют, шлифуют. А после идет процесс соста-ривания картины — тоже очень сложный и кропотливый: стараемся сделать так, чтобы совпала каждая трещинка, — делится подробностями Виктор Карцев.
Единственное нарочное отклонение от оригинала — размер картины: как правило, он разнится с копией на полсантиметра.
Результат стоит всех этих усилий: искусствоведы подтверждают высочайшее качество копий, говорят, что отличить их от оригиналов могут только большие профессионалы.
— У людей разные мнения относительно этой идеи. Некоторые говорят, мол, копия это далеко не одно и то же, что оригинал, на что я им обычно отвечаю: «А вы слышали концерт Рахманинова в исполнении Рахманинова?» — говорит председатель фонда «Культурное наследие».
Впрочем, большинство представителей сферы культуры города идею «Малого Эрмитажа» поддерживают. Дело в том, что оригиналы таких работ стоят миллионы долларов, да и, чтобы их увидеть, нужно ехать за тысячи километров. А тут — вот они, прямо под рукой.
— Мне не раз приходилось слышать утверждение, что дети не интересуются искусством. А я считаю, что причина заключается в том, что мы им этого искусства не показываем. Мне кажется, такой музей — это помощь детям сделать первые шаги в мир искусства, — говорит Виктор Георгиевич.
Когда?
Белгородские власти с большим интересом отнеслись к предложению Виктора Карцева о создании «Малого Эрмитажа», потому мы стали первым городом, где меценат планирует открыть музей. Пока четко не ясно, где будут размещаться копии, однако, скорее всего, поначалу они будут экспонироваться в одном из залов художественного музея.
— Конечно, я хотел бы, чтобы у музея было свое отдельное помещение, однако я очень приятно впечатлен вашим музеем и, в принципе, не против, чтобы первое знакомство белгородцев с «Малым Эрмитажем» произошло в нем, — отметил Виктор Карцев.
Предварительный перечень картин уже составлен: в нем есть произведения Рафаэля, Караваджо, Ван Гога. Первую работу, которая уже точно будет выставлена в Белгороде, Виктор Георгиевич привез с собой — это «Мадонна с вишнями» Джованни Ризоли, написанная автором в 1508 году.
Поначалу коллекцию составят двадцать картин. Ежегодно она будет пополняться на 5-10 произведений. Кроме того, планируется, что в течение года «Малые Эрмитажи» разных городов будут обмениваться коллекциями.
Впоследствии фонд «Культурное достояние» хочет организовать у нас и «Малую Третьяковку».
А высококлассные копии Рафаэля и Ван Гога белгородцы смогут увидеть совсем скоро. Экспозицию планируют открыть к 5-му Августа.