В Белгороде реализуется программа дуального обучения
«Будете плохо учиться, пойдете в ПТУ», — такой страшилкой активно пользовались педагоги советской школы для усмирения разгильдяев. Но времена уже не те! Быстро развивающееся производство требует не разнокалиберных менеджеров, юристов, экономистов, а квалифицированных рабочих. В сегодняшних реалиях стало понятно: быть рабочим — престижно!
Для того чтобы стать хорошим специалистом, мало хороших теоретических знаний, нужно обладать практическими навыками. Возможность подкреплять свои знания делом у студентов средних специальных учебных заведений появилась благодаря дуальному обучению. Чтобы подробнее узнать об этом нововведении и о его эффективности, мы посетили Белгородский механико-технологический колледж.
С 1 сентября 2013 года, на основании Постановления Правительства Белгородской области № 85-пп «О порядке организации дуального обучения учащихся и студентов», колледж вошел в число образовательных учреждений, применяющих дуальное обучение.
— Эта форма работы предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором более 50% учебного времени студенты находятся на производстве, — рассказывает директор БМТК Сергей Зарубин.
Прежде чем отправиться на производство, студент получает первоначальные навыки в мастерских колледжа под руководством высококвалифицированных преподавателей.
За каждым образовательным учреждением закреплены «якорные» работодатели и организации-партнеры, где студенты проходят производственную практику и лабораторно-практические занятия. «Якорным» предприятием механико-технологического колледжа является Белгородская швейная фабрика «Россиянка», а предприятиями-партнерами — ОАО «Колос», ЗАО «Энергомаш (Белгород) -БЗЭМ», ООО «Завод ЖБК-1», ОАО «Белгородразнобыт», ООО «УправКом№ 4», МБУ «Управление Белгорблагоустройство».
Современное производство всегда будет нуждаться в молодых специалистах, подающих большие надежды, активных, инициативных и готовых внести новые идеи. К таким относится и Константин Усачев — студент 4 курса БМТК по специальности «техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании». Константин рассказал о своей практике на предприятии ОАО «Колос» в ПК № 2 и механической мастерской.
— Рабочий день начинается с планерки, на которой распределяется работа на целый день, после чего каждый отправляется на свое рабочее место. Первоначально за каждым студентом-практикантом закрепляется наставник, который помогает приобрести практические навыки на производстве, обучает тонкостям и премудростям профессии. На предприятии строгая дисциплина: за нарушение, опоздание — выговор. Это помогает воспитать в себе такие качества, как ответственность и трудолюбие. Кроме того, сама атмосфера, дружный коллектив делают дни практики незабываемыми. Что же касается дуальной системы обучения, то по сравнению с прошлым чувствуется разница: практической части стало больше, появилась возможность трудоустройства на предприятии.
Благодаря системе дуального обучения студентка 5 курса специальности «моделирование и конструирование швейных изделий» Ирина Резникова с сентября 2013 года уже работает на Белгородской швейной фабрике «Россиянка». Она успешно совмещает работу и занятия в колледже по индивидуальной программе и получает в родном ссузе отличные отметки.
Несомненным преимуществом дуальной системы образования для учащихся и студентов становится возможность их плавного вхождения в трудовую деятельность.
Кроме того, такая форма обучения позволяет значительно повысить мотивацию студентов к получению знаний. Позиция пассивного потребителя сухой учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность.
Анастасия Писаревская
Фото автора