Ликбез для владельца мобильника

В этом году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи».

— Правоотношения в этой области регламентированы Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» в соответствующей взаимосвязи с законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328.

— Договор — это первоисточник, из которого будут черпать доказательства в случае возникновения спора потребитель и оператор сотовой связи. Будьте внимательны, подписывая какие-либо соглашения. Поставив свою подпись под договором, в котором зафиксировано ваше согласие на предоставление тех или иных дополнительных услуг, вы принимаете это условие.

— Один из важнейших моментов — выбор тарифа. Тарифы не относятся к условиям договора об оказании услуг подвижной связи, в том числе существенным. И оператор связи может самостоятельно как устанавливать тарифы, так и изменять их с обязательным уведомлением абонентов в средствах массовой информации. Оплата услуг может производиться посредством авансового платежа либо посредством отложенного платежа. В 2013 г. внесены изменения, согласно которым при оплате услуг посредством авансового платежа в случае исчерпания суммы внесенных денежных средств на лицевой счет абонента оператор связи обязан приостановить оказание услуг. Он может с согласия абонента продолжить оказание услуг сверх суммы внесенных денежных средств на лицевой счет абонента. И теперь исключены ситуации, когда абонент «уходит в минус», а оператор сможет назвать свои действия правомерными.

— Закон «об отмене мобильного рабства» 2013 года. Это право сохранять свой абонентский номер при смене оператора связи. Перенесение абонентского номера осуществляется на платной основе. Плата вносится новому оператору связи, с которым заключается договор. Ее размер он определяет самостоятельно, но она не может превышать 100 рублей.

— Навязанные услуги. Как правильно действовать? Обратитесь к оператору связи с письменным заявлением о выдаче детализации счета за спорный период. Такой документ должен содержать информацию обо всех видах оказанных услуг с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров. За выдачу документа оператор вправе взимать плату в соответствии с вашим тарифным планом. Нашли в выданной детализации основание, подтверждение предоставления вам навязанных услуг — составляйте письменную претензию. К мотивам, по которым, по вашему мнению, дополнительные услуги не подлежат оплате, можно отнести:

* отсутствие дополнительной платной услуги в перечне услуг в договоре на оказание услуг связи,

* отсутствие дополнительных соглашений к договору на оказание услуг связи о включении дополнительной платной услуги в перечень оказываемых по договору услуг,

* отсутствие иным образом оформленного согласия абонента на подключение дополнительных услуг. Претензия должна быть вручена или отправлена оператору связи не позднее чем через шесть месяцев с даты выставления счета за оспариваемые вами дополнительные услуги. Не получилось решить вопрос в добровольном порядке — не дождались от оператора связи ответа на свою претензию в течение 60 дней — можно обращаться в суд с иском об обязании оператора связи отключить дополнительные услуги, подключенные без вашего согласия, и перерасчете платежей.

— абонент обязан незамедлительно сообщать оператору связи об утере SIM-карты. Иными словами — утеряна SIM-карта или стала попросту не нужна — составьте соответствующее письменное заявление в адрес оператора связи, получите подтверждение о его получении — и вы никогда не наградите себя обязанностью оплачивать чужие телефонные разговоры.

Оксана Шеметова,

юрисконсульт отдела защиты прав потребителей

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области»