Круг общения ребенка

Вопрос. Мне не нравятся подруги моей дочери, ранний интерес к косметике, мальчикам, никаких здоровых увлечений. Но они все с детства в одном дворе выросли… Можно ли запретить ребенку дружить с «неподходящими» детьми?

Стефания Б., 35 лет, менеджер страховой компании

На вопрос читательницы отвечает педагог-психолог высшей квали фикационной категории, к. п. н., доцент кафедры возрастной и общей психологии НИУ «БелГУ» Кий Наталья Михайловна:

— Очень простой вопрос со сложным ответом. «Неподходящие» для знакомства и дружбы сверстники появляются в жизни наших детей обычно тогда, когда ребенок уже подрос и родители считают, что он может гулять самостоятельно, то есть лет с 5-6. Оставляя в стороне вопрос безопасности ребенка (к сожалению, уже не праздный), подумаем о том, может ли сам шестилетний ребенок решить вопрос о том, насколько допустимо или недопустимо общаться с тем, кто подошел к нему (к ней) во дворе и сказал «Давай поиграем!». Обычно «неподходящие» (педзапу-щенные, «бичевские», неблагополучные) дети энергичны, активны, бесцеремонны, вороваты, хитроваты. Не всякая мама может дать им достойный отпор, и уж точно не справится с таким новым «другом» сам ребенок. Если же знакомство произошло, даже если родители спохватились и пресекли отношения «на корню», возможны рецидивы, они особенно нежелательны в подростковом возрасте. Но именно в этом возрасте, после 12-13 лет, родители уже не могут влиять на выбор подростка в сфере межличностных отношений. Этот «неподходящий» ребенок — друг детства, они росли в одном дворе и т. д. Выход технически прост, но очень трудоемок: до 12-13 лет родители должны сами формировать круг общения ребенка. А это означает, что ребенок не должен гулять бесконтрольно во дворе. Если вы не уверены, что круг общения там, во дворе, вы полностью контролируете и он вполне приемлем (в условиях города это, кстати, невозможно). Значит, днем ребенок должен быть занят (школа, музыка, художественная школа, спорт). Дышать воздухом ребенок может по дороге от дома к дополнительным занятиям или вечером, гуляя с мамой или папой, и не во дворе, а, например, на речке или в парковой зоне. Это, кстати, прекрасная возможность поговорить с ребенком о его делах и о жизни вообще. В выходные дни желательно вывозить ребенка за город, на природу, чтобы ему (ей) не было скучно, можно пригласить сверстников из класса или детей тех родителей, кого вы хорошо знаете. Если до 12?13 лет в окружении ребенка не будет неподходящих людей, то потом их уже и не появится. Мы, взрослые, общаемся в «своем кругу», и редко выходим за его пределы. Секрет в том, чтобы «своим» у ребенка был круг таких же, как он, «положительных», воспитанных детей из благополучных семей. Кстати, крайне редко в музыкальной или художественной школе появляются иные дети.