Спросите специалиста
Юлия П., 34 года:
— Мои родные, муж и две бабушки, дают ребенку (4 класс) деньги за пятерки. Разработали целую систему, сколько за пятерку, за четверку, за тройку -ничего, а за двойку — штраф. Я с ними пыталась спорить, но успеваемость действительно стала у сына лучше. Правильно ли поощрять за успехи в учебе денежным вознаграждением?
На вопрос читательницы отвечает педагог-психолог высшей категории, кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и общей психологии НИУ «БелГУ» Наталья Кий:
— Поощрять за успехи в учебе нужно обязательно. Но платить деньги за отметки — недопустимо. Ребенка в начальной школе лучше поощрять за старательное, организованное и ответственное выполнение домашних заданий сразу же после проверки этих заданий чем-нибудь вкусным (но и полезным, например, фруктами, мороженым, соком, фруктовыми цукатами, иногда — шоколадом), соблюдая принцип разумной достаточности. По окончании четверти, если результаты у ребенка хорошие (т. е. он работал на пределе сил и добился успеха, по сравнению с предыдущими результатами, например, исправил «3» по русскому языку на «4»), ребенка надо поздравить и поощрить. При этом не обязательно покупать дорогостоящий подарок, можно, например, в честь достигнутого успеха выехать на природу, устроить праздник на даче или поехать на экскурсию. Главное, чтобы ребенку это понравилось и запомнилось то, что семья заметила и достойно отпраздновала его успех.
С детьми старше 12 лет можно устанавливать соглашения, в соответствии с которыми за достойные результаты они могут получить в подарок желанную вещь. Самое сложное здесь — все тот же принцип разумной достаточности, баланс между интересами ребенка, бюджетными возможностями семьи и уровнем достигнутых успехов.
Успеваемость действительно может подняться, но только в начале вашего денежного эксперимента, потом ребенок привыкает, мотивация к учебе (интерес, желание узнавать новое) падает, она меняется на мотивацию получения денег, вместе с ней и успеваемость. У меня был случай в практике, когда мама платила дочери за уборку в комнате. Постепенно девочка разучилась получать удовольствие от чистоты, порядка в комнате, она без настроения делала уборку и вспоминала, как раньше ей было интересно «представлять себя Золушкой». Очень скоро она и за деньги не хотела поддерживать чистоту, предлагаемая сумма ее перестала устраивать. Так что, советую вам поменять систему поощрений.