Вези меня, извозчик…

Как сделать рынок такси нашего города управляемым и цивилизованным

Первое, что видят многие гости Белгорода, приезжающие в город железнодорожным транспортом — ряды автомобилей, стоящие прямо перед выходом на привокзальную площадь. Многие машины, не имеющие никаких опознавательных знаков, по сути, являются частными такси. Водители ловят приезжих возле выхода, предлагают свои услуги. Цены за проезд по городу, особенно в ночное время, доходят до пятисот рублей. Но главное, эти предприимчивые люди не несут ответственности за безопасность своих пассажиров.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

— Да, такси — во многом лицо города, -говорит заместитель начальника департамента городского хозяйства администрации Белгорода Виталий Чумаков. — А для того, чтобы этот рынок соответствовал общему впечатлению от города добра и благополучия, не портил его, надо навести порядок в его работе.

В Белгороде официально зафиксировано 36 юридических лиц, занимающихся таксомоторными перевозками, и 611 индивидуальных предпринимателей. Все вместе они эксплуатируют немногим более двух тысяч автомобилей. Если копнуть чуть глубже, то поймем, что рынок этот весьма неоднороден. Здесь есть как крупные организации, располагающие не одним десятком такси, так и такие, что имеют одну-две машины. Что касается индивидуалов, то в большинстве своем, они также работают под эгидой крупных фирм. Сколько такси ежедневно выходят на улицы Белгорода, сказать сложно. В рабочее время рабочей недели машин меньше. А вечерами пятницы и субботы количество такси резко увеличивается. Прежде всего, потому, что значительно увеличивается спрос на их услуги. В среднем, ежедневно более пяти тысяч белгородцев обращаются к их услугам. Оговорюсь, речь идет о легальных такси. Они платят в казну налоги, несут ответственность за безопасность пассажиров. Ежедневно перед выездом таксистов проверяет медик, за состоянием автомобиля следит механик. Конечно, и с ними случаются различные нештатные ситуации. Но в любом случае права пассажиров здесь охраняются законом. И если что, есть с кого спросить. А вот нелегалы ….

«БОМБИЛЫ» НЕМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Впрочем, привычнее называть их «бом-билами». Они работают нелегально, то есть без разрешений на работу. Естественно, никакой ответственности за жизнь и здоровье пассажиров не несут. Иногда ставят на крыши «шашечки», чаще не удосуживаются сделать даже это. Стоят они, как правило, на самых «хлебных» местах.

В Белгороде это вокзал, автовокзал, большие торговые центры, людные остановки общественного транспорта на центральных магистралях. Сколько их? Сказать трудно. Так, например, с 28 января по 6 февраля в Белгороде проводились мероприятия по выявлению таких транспортных средств. Частных извозчиков обнаружили 60. Но проверка эта достаточно трудоемка. Существует лишь один метод, позволяющий выявить «бомбил». «Контрольная закупка» или «контрольная поездка», как вам

будет удобнее ее называть. Садится пассажир, называется маршрут. Ну а в конце водителя ждет не оплата, а «расплата». Буквально на днях шестерых таких водителей приговорили к штрафу в размере двух с половиной тысяч рублей каждого. На суде нелегальные таксисты раскаялись, но фактически дать гарантию, что они не выедут снова на улицу, чтобы «отбить» штраф, дать не сможет никто. Называют цифру, что ежедневно на улицах областного центра появляются до трехсот таких машин. Можно примерно посчитать, что было бы, если бы они легализовали свой труд, сколько налогов ежемесячно поступало бы в городскую казну.

ТЮМЕНСКИЙ СЛЕД

Казалось бы, с нелегалами на дорогах все ясно и понятно. Но на сцене появились новые персонажи. Это так называемые колл-центры. Они взялись объединить нелегальных таксистов. Причем делается все это удивительно хитро и в то же время до безобразия просто. Колл-центры рекламируют себя как такси, хотя на самом деле это только диспетчеры, сидящие зачастую далеко от нашего города. Где-то в одном месте, например, в Тюмени или в Санкт-Петербурге. Они и берут «на работу» таксистов-нелегалов, составляют с ними договоры и снабжают заказами. 13 процентов заработанного идут колл-центрам. При этом данные организации не платят ни налогов, ни пенсионных или страховых выплат. И в случае чего жаловаться на них бессмысленно. Чтобы не быть голословным, приведу официальный ответ одному из белгородцев, по заказу которого такое такси просто не приехало.

Ответ управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области: «Уважаемый …! Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области рассмотрело Ваше обращение и сообщает следующее: ООО „ВЕЗИТакси“ зарегистрировано на территории г. Тюмени, является диспетчерским пунктом по предоставлению информационных услуг, направленных на прием, обработку и передачу заявок от заказчика к перевозчику. Собственного автотранспорта для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа на территории г. Белгорода данная организация не имеет. Для перевозки пассажиров привлекаются автомобили, принадлежащие другим таксомоторным предприятиям или частным лицам. В соответствии с публичной офертой, опубликованной на официальном сайте ООО „ВезиТакси“, организация не несет ответственности за убытки, упущенную выгоду, понесенные заказчиком в результате пользования услугами. Полную ответственность за причинение ущерба пассажирам несет перевозчик… Просим обращать внимание на данную информацию при заказе такси».

Информация, что называется, исчерпывающая.

КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

По подсчетам генерального директора ООО «Городское такси» Александра Максимчука, если легализовать все подобные структуры и обязать их платить налоги, то в итоге ежемесячно в городскую казну будет поступать сумма, приближающаяся к двум миллионам рублей. Однако проблема в том, что подобные диспетчерские службы находятся вне правового поля. Сегодня федеральный закон № 69, регулирующий деятельность индивидуальных таксистов и компаний, не имеет в своем тексте ни одного упоминания о колл-центрах. Изменения в него может внести только Государственная Дума. Пока же данные фирмы заявляют, что предоставляют лишь информационные услуги. А ответственность за все несут пассажир и перевозчик. Вот так-то.

Все же, по словам того же Александра Максимчука, управу на нелегалов найти можно. Законодательством предусмотрена такая мера ответственности, как конфискация автомобилей у «бомбил». У нас не решаются использовать столь строгие санкции, а вот в Белоруссии суды не стесняются выносить подобные решения. В итоге в этой стране сейчас можно хоть час простоять с поднятой рукой: никто не остановится. В Москве, пока идет административное разбирательство, машину, согласно законодательству, перегоняют на штрафстоянку, где она может находиться до месяца. В итоге размер штрафа (формально — за содержание машины доходит до сорока с лишним тысяч). Уже серьезный удар по карману. Наконец, белгородские легальные таксисты предлагают сделать в наиболее оживленных местах города официальные стоянки для легальных таксистов. Таким образом, удастся выжить «бомбил» с «хлебных» мест.

Сейчас в Белгороде ведется серьезная борьба с проблемой левых такси.

— Власти считают, что необходимо создать цивилизованный контролируемый рынок такси, — подчеркнул Виталий Чумаков — Только так мы можем обеспечить безопасность белгородцев и гостей города, пользующихся этим видом транспорта.

Понятно, что «Арбаты» и «Мото-мото», ныне активно распространяющие свою рекламу на телевидении, в газетах, рассылающие назойливые эсэмэски на мобильные телефоны, сделать это неспособны. Пока же легальные такси несут убытки — многие водители в будние дни уже не выходят на линии, потому что ощущают нехватку заказов. И от того, как мы сможем решить эту проблему — на федеральном, региональном, муниципальном ли уровнях, зависит наша безопасность. Ведь в такси мы ездить все равно не перестанем.

К снимку:

Автомобиль «бомбилы» перегоняют на штрафстоянку, пока идет административное разбирательство.