В клубе «Стриж» юные конструкторы создают модели военных самолетов
Один из кабинетов белгородского дома детского технического творчества похож на самый настоящий аэродром: ЯКи и МИГи, ИЛы и «мессершмитты», яркие пилотажные самолеты с размахом крыла в полтора метра — чего только нет в этом музее авиации. Все эти модели сделаны руками юных конструкторов — ребят, занимающихся в клубе «Стриж», руководит которым Вадим Волокушин.
У них одна мечта — высота
Сам Вадим Михайлович — летчик в отставке, в преподавании авиамоделирования нашел продолжение своей любви к небу. Модели самолетов делал еще ребенком: это увлечение ему передалось от отца. Ребят под его руководством занимается немного- меньше десятка. Однако те, кто остаются в «Стриже» — это самые увлеченные и преданные своему делу.
В свой клуб Вадим Михайлович берет мальчишек с пятого класса. Говорит, младше нельзя — программа сложная, нужно хоть что-то понимать в физике, механике. Со временем набираться теоретических знаний основ аэродинамики, электроники. Зачем малышам этим голову забивать?
Так, пятиклашками пришли к нему Алексей и Андрей Тимохины. Сейчас они уже студенты профессионального лицея, но на любимые занятия по-прежнему ходят практически каждый день.
Пока мы с Вадимом Михайловичем беседуем, у ребят кипит работа: они корпят над Фантиком (это прозвище произошло от названия класса модели — фан-флай) — модели самолета довольно внушительных размеров с двигателем внутреннего сгорания. Работает он на специальном топливе, стоимость которого выше стоимости бензина в 10 раз.
Часть деталей заказывается или покупается в специальных магазинах (естественно, в Белгороде таких магазинов нет). Для Фантика были куплены мотор, моторама, винт, пленка, а фюзеляж и колеса Алексей делал сам. Всего на изготовление модели Алексей потратил больше месяца.
Здесь же хранится и самая первая модель, сделанная Алексеем — ярко-красный пилотажный самолет. Ее до идеального состояния юный конструктор доводил без малого год.
— Любителей авиамоделирования на самом деле довольно много. Однако тех, кто делает самолеты сам, от начала до конца, единицы. Сейчас все можно купить в готовом виде и, безусловно, многие предпочитают опустить этап выпиливания-склеивания-сборки и покупают уже готовую модель, — рассказывает Вадим Волокушин.
Его ребята легких путей не ищут. Да и зачем? Кажется, будто процесс производства самолета приносит им не меньше удовольствия, чем сам полет.
Все чертежи (спасибо Интернету!) находятся в общем доступе — все же для всех моделей есть определенные стандарты. Но иногда ребята под руководством Вадима Михайловича создают и экспериментальные модели. Летают они, к слову, не
хуже стандартных. Основные материалы, из которых делаются маленькие самолеты — дерево и пенопласт. А основные инструменты авиамоделиста — напильник, лобзик, стамеска… И еще одно необычное приспособление — струна. По сути это кусок проволоки, накаляющийся от подключения к электрической сети. Струной пенопласт режется, как горячим ножом масло. Издержка производства — едкий запах. Для того, чтобы куски пенопласта получались нужной формы, используются специальные фанерные лекала. Таким способом изготавливаются многие детали, например, крылья для самолетиков воздушного боя!
А завтра — в бой!
Не так давно участники клуба «Стриж» начали осваивать новое для себя направление — R/C Combat. В его рамках среди авиамоделистов проводятся самые настоящие воздушные бои, суть которых заключается в следующем: нужно отрубить воздушным винтом бумажную ленту, укрепленную на хвосте авиамодели соперника. Одно из условий состязаний — самолет должен быть похож на летательный аппарат 2-й мировой войны. В кабинете Вадима Михайловича на столе в ряд стоят с десяток русских, немецких, американских истребителей.
Крылья их, как уже было сказано, вырезаются из пенопласта, а фюзеляж делается… из пластиковых бутылок! Конечно, их можно делать из других материалов, а можно и вообще заказывать уже готовыми в Интернете, но белгородцы освоили именно такой эконом-вариант. Впрочем, они в этом деле не первопроходцы: «бутылочное» производство изобрели конструкторы из Питера, где авиамоделирование очень развито.
Летом этого года в Томаровке (где и тренируются ребята) пройдет фестиваль по авиамодельному спорту. Это мероприятие в Белгородской области проводится ежегодно, но в этот раз впервые белгородские моделисты попробуют свои модели в воздушных боях.
Тем временем братья Тимохины завершают работу над моделью. Еще немного приготовлений, уже под руководством опытного наставника…
— Готовы?
— Да, капитан!
И Фантик, взметая клубы пыли и распространяя по кабинету запах горючего, впервые заводится. Алексей едва удерживает свое произведение, которое, кажется, вот-вот выскочит в распахнутое окно и взмоет в небо. Но рано. Ему еще предстоит этап настройки. А после Фантика ждет первый полет под управлением его создателя и одновременно юного пилота…