Ох, нелегкая эта работа…

С какими проблемами можно столкнуться на рынке труда

Оказывается, поиск работы — тоже нелегкая работа. В этом убеждаются белгородцы, столкнувшиеся с подобной проблемой. Так что же из себя представляет сегодня рынок труда в нашем городе и как не затеряться в нем? Кому в Белгороде жить хорошо?

Хорошо жить в Белгороде и иметь при этом стабильную, неплохо оплачиваемую работу. Впрочем, позволю себе ремарку: не только в Белгороде. А возможно ли и насколько сложно найти ее в нашем городе? Немного углубившись в суть вопроса, удивился, насколько он сложен, многогранен и болезненен. Если почитать форумы, связанные с поиском работы в Белгороде, то волосы на голове, без преувеличения, становятся дыбом. Вот лишь некоторые выдержки, максимально причесанные, ибо встречаются в сообщениях и ненормативная лексика, и просто переизбыток эмоций.

«Мы приехали в 2000 году из Казахстана. Мой отец защищал 20-летним мальчишкой Курскую дугу, Прохоровку, много рассказывал нам тогда еще маленьким. Запомнилось. Приехали, сами все купили: и квартиру, и машину, потому что работали и никогда у государства не просили. Работы не нашлось для нас. Муж три раза устраивался в разные ООО, деньги не выплачивали, два раза через прокуратуру вернули. У мужа на почве расстройства началась депрессия…».

«Ребята, работы в Белгороде нет! А если есть максимально 17 будут платить. Имея опыт работы в торговле, высшее и дополнительное образование (курсы, тренинги), уже 2 месяца ищу работу и не могу найти…»

«Решил заняться поиском подходящего рабочего места. Во многих крупных и серьезных предприятиях кадровики отвечали прямо, что с улицы не набирают. Хотя я вроде не на улице живу и работаю. Но это не главное, на одном из известных кадровых сайтов нашел вакансию по своей специальности, ну, думаю, вот… повезло, отправил резюме… Через пару дней действительно позвонил кадровый работник данного предприятия и сказал, что оказывается я запросил в своем резюме большую зарплату и поэтому дальше его рассматривать не будут… Ни об условиях труда и отдыха, ни о возможном собеседовании речи не шло. Явно, что претендент уже был де факто назначен, а де юре необходимо провести конкурс… В очередной раз убеждаюсь, все уже настолько обленились, что забыли, зачем нужны специалисты, нужны кум, брат, сват… Бухгалтеры с привлекательной внешностью…»

Думаю, вполне достаточно. А между тем, по официальным данным Белгородского центра занятости населения, только за минувший год работодатели подали заявки на более чем 26 тысяч рабочих мест. Ежедневно в банке вакансий центра их около 6 тысяч. Всего же в поисках подходящей работы в центр в прошлом году обратились 5755 человек. Казалось бы, предложение превышает спрос? Но это только на первый взгляд. На самом же деле, из числа обратившихся за год было устроено чуть больше половины. Причем имейте в виду, что в центр обращаются далеко не все ищущие работу. Так вот, главную причину несоответствия можно назвать коротко — требуются квалифицированные представители рабочих профессий, а работу ищут специалисты со средним специальным и высшим образованием. Но сказать только так было бы слишком просто. Очевидно, проблема куда сложнее и многограннее. Чтобы разобраться, пойдем от простого к сложному.

Я б в рабочие пошел



— Требуются на работу, в основном, высококвалифицированные рабочие — бетонщики, штукатуры, электрогазосварщики, токари-расточники, ну и еще агенты по продажам, — рассказывает заместитель директора городского центра занятости Елена Костенко, — а обращаются большей частью экономисты, менеджеры, юристы, бухгалтеры.

Проблема здесь, прежде всего, в том, что таких специалистов за последние годы выпущено нашими вузами очень много. Так, для юристов, по словам Елены Анатольевны, за прошлый год в центре было около 30 вакансий на более чем 200 обратившихся.

Здесь мы плавно переходим к следующей теме — кому труднее всего найти работу. Среди тех же обратившихся в центр занятости более 64% составляют женщины, почти 30% — молодежь до 30 лет. Большинству работодателей нужны молодые, но… с опытом работы. Кроме этого (это опять вопрос к нашим вузам), если требуется кому-то инженер, то это инженер-сметчик или КИПовец, а не вообще инженер-строитель или инженер-механик. Впрочем, говорят, что, например, наш БГТУ им. В. Г. Шухова достаточно оперативно реагирует на такие требования времени.

Поехали дальше… Кроме женщин очень трудно найти работу людям в возрасте, как по объективным, так и по субъективным причинам. Недавно работодателям законодательно запретили при опубликовании вакансий указывать ограничения по возрастно-половым признакам. На деле, как утверждают представители кадровых служб, это только принесло массу неудобств. Никто не обязывает работодателя объяснять причину отказа, зато им теперь приходится отсеивать массу неподходящих для них кандидатов. Одно дело, когда директору просто не доставляет эстетического удовлетворения вид не слишком юного сотрудника, другое, когда на должность начальника склада требуется человек, способный иногда и «мешки поворочать», а ему присылают на собеседования сплошь хрупких дам.

Денежный вопрос

Еще одна больная тема -деньги. Большинство вакансий предлагают зарплаты в районе 15-17 тысяч рублей. Или от 15-17. Многих белгородцев предлагаемые зарплаты категорически не устраивают. Хотят… начиная от 25 тысяч. Хоть кем, но на хорошие деньги. Не так давно один крупный торгово-развлекательный центр выставил на рынок труда около 200 вакансий. Зарплаты указал: начиная от 12 до 15 тысяч. Официально нашел буквально несколько десятков белгородцев, согласных начинать с таких заработков, остальных — за пределами России (в основном, на Украине), согласно положению о квотируемости рабочих мест. Белгородцы, в том числе и молодые специалисты, на такие деньги идти работать не хотят. Лучше сидеть дома… Впрочем, немного реабилитируем молодежь. Она не одинока. Рассказывают, что в кадровые агентства обращаются бывшие военные лет эдак 45-50, имеющие неплохую пенсию. Просят: подберите мне работу тысяч на 30, чтоб кем-нибудь поруководить, а если руководить не каждый день, то можно и на 25. Комментарии, я думаю, излишни.

Ну и чтобы закончить разговор о денежном вопросе… Появление на рынке в открытом доступе вакансии с зарплатой 120 тысяч рублей (а такое изредка, но случается, как правило, на Белгородчине высокооплачиваемые специалисты востребованы в крупных агрохолдингах) вызывает шквал звонков от людей с самым разным образованием, а порой и без оного: возьмите меня, я смогу, в лучшем случае — я научусь.

Кто поможет?

Источники поиска работы нынче хорошо известны. Кроме центра занятости населения, многие ищут работу и самостоятельно. В Интернете полно сайтов, предлагающих трудоустройство. Предлагают их и несколько газет. Метод поиска вполне нормальный, но опять же кому как повезет. Зачастую в объявлениях указывается одна зарплата, а на практике она гораздо меньше. Или за завлекательными должностями прячется тот же сетевой маркетинг.

На первый взгляд, в Белгороде достаточно много кадровых агентств, однако реально работают всего два-три. Остальные либо однодневки, либо откровенное кидалово. Схема последнего приблизительно такова: публикуется вакансия «консьерж», работа через два дня на третий, зарплата 26 тысяч. Неплохо? День сидишь в подъезде, два отдыхаешь, а денежки капают. Перед дверями кадрового агентства выстраивается очередь. С соискателями заключается договор на выполнение информационно-консультативных услуг, они оплачивают, к примеру, 990 рублей (больше тысячи, говорят, опасно -можно попасть под статью о мошенничестве) и получают желанный телефон работодателя. Звонят, и им отвечают: да, вакансия была, но буквально полчаса назад занята. И невдомек звонившему, что телефон может быть в комнате рядом с той, где они заключали договор.

Щекотливый вопрос

Еще один вопрос, нередко с раздражением, а то и с откровенной злостью поднимаемый в обсуждении тем, связанных с работой. Мол, берут исключительно по знакомству или по родственным связям. Действительно ли есть такая проблема? Ответить на этот вопрос я попросил директора белгородского филиала кадрового агентства «Персона» Ольгу Дорофееву.

— Родственников на хорошие места берут там, где не платят, а зарабатывают деньги, — считает она, и поясняет: — Собственник может закрыть важные места родственниками, это распространенная практика. К примеру, директор завода ставит на должность главного инженера дочь, которая не является специалистом в данной отрасли, а вот технарь может при таком раскладе стать замом. А финансовый директор, к примеру, племянник. Но это бизнес, и здесь считают, что главное — контроль над средствами. А по знакомству могут взять туда, где деньги платят, например, в бюджетную сферу.

Вместо послесловия

Однако не все обстоит так грустно, как может показаться на первый взгляд. Та же Ольга Дорофеева уверена, что тех, кто не может устроиться, мало. Больше тех, кто не хочет.

— Надо серьезно отнестись к поиску работы,- утверждает она. — Это тоже работа, где условия диктуете не вы, а работодатель. Поэтому следуйте их правилам. Надо грамотно сделать резюме, максимально понятное и оперативное. Не стоит приходить на собеседование с огромными ногтями и в боевой раскраске. Встреча с работодателем это все же не «вечеринка вампиров». Еще одна проблема — многие не хотят переучиваться, даже за счет компании. Что касается молодежи, то мой ей совет: старайтесь получать узкие конкретные специальности. Так, видимо, в ближайшее время у нас будут востребованы технологи, к примеру, по изготовлению сыра, а не вообще по пищевому производству или инженеры-сметчики, а не вообще строители.