Новые страницы старой истории

Исполнилось 110 лет дому Вейнбаума

Имя владельца белгородской типографии начала XX века А. А. Вейнбаума хорошо знакомо историкам и краеведам. В здании бывшей типографии, одном из немногочисленных дореволюционной постройки, сейчас размещается управление культуры области. Но все же подробности истории строительства этого здания, как и биографии его владельца, были до сих пор неизвестны. В 2013 году исполнилось 110 лет этому одному из лучших старинных домов города.

В документах фонда Курского губернатора за 1892 год сохранился анонимный донос «о злоупотреблениях» владельца белгородской типографии Александра Александровича Вейнбаума: «… „выкрест“ из евреев …в подрыв губернской типографии послал брата своего еврея Самуила Вейнбаума (которого выписал из Лодзи)» в волостные правления Белгородского уезда «для привлечения к от-печатыванию книг волостных и сельских правлений в его типографии». Кроме того, он обвинялся в печатании запрещенной литературы. В результате проведенной белгородским уездным исправником «внезапной ревизии» выяснилось, что типография существует законно, продукция печатается по заказам всех волостей Белгородского уезда, пяти волостей Корочан-ского и четырех Новооскольского уездов. А с момента открытия в типографии отпечатана всего одна книга священника Г. То-машевского «Домашний архив», и та с разрешения московской цензуры. Не найдя никаких криминальных действий в деятельности типографии, дело было закрыто.

Спустя много лет в своих воспоминаниях наборщик типографии Тарасов, работавший у Вейнбаума с 1912 года, повторит некоторые детали этого доноса, обвиняя его в фиктивном переходе в православие. В документах Белгородской земской управы конца XIX века Александр Вейнбаум числится как харьковский мещанин. Так кто же он? Белгородский купец или харьковский мещанин, и как появился в нашем городе?

БЕЛГОРОДСКАЯ ТИПОГРАФИЯ

В этом году исполняется 145 лет Белгородской типографии. Она ведет свою историю с 19 сентября 1869 года от типографии виленского мещанина Маниса Моисеевича Гордона, имевшего свои типографии в Харькове и Старобельске. Он также занимался продажей типографского оборудования и других принадлежностей через киевского агента Юлеуса Бонштейта. Появление этого человека в нашем городе было неслучайным, в Российской империи еще со времен Екатерины II велась жесткая антисемитская внутренняя политика, получившая название «черта оседлости», которая позволяла евреям проживать только в западных областях. Однако в эпоху реформ Александра II был сделан ряд послаблений для купцов первой гильдии и лицам, имеющим научную степень. По закону 1865 года право проживать в центральных губерниях получили и некоторые евреи-ремесленники, и именно в этот период в Харькове выдано разрешение на открытие типографии Манису Гордону.

Белгородская типография Гордона более двадцати лет печатала «Курские епархиальные ведомости», отчеты Белгородской городской управы, брошюры, различные частные заказы. 14 мая 1891 года М. Гордон заключил «условие» на продажу типографии, «находящуюся в г. Белгороде, на Смоленской улице, дом Григорьевой № 5, 2 части, 3 квартала» с харьковским мещанином, наборщиком газеты «Южный край» Александром Александровичем Вейнбаумом, проживающим в Харькове на улице Большой Москалевской. Спустя два года Гордон продаст и харьковскую типографию.

В своем прошении о приобретении типографии А. Вейнбаум представил удостоверение конторы газеты «Южный край» о «занятии в оной» наборщиком, а также указал, что он «присоединен» к православию в Вознесенской церкви г. Харькова. Прошение это, видимо, не встретив препятствий, было удовлетворено, и уже 18 мая Александр Александрович получил свидетельство на право приобретения типографии «о двух ручных станках и содержания таковой в городе Белгороде». Всего через год типография сменила свой адрес на дом 23 по улице Корочанской, который принадлежал мещанке Евдокии Яковлевой. Рядом с её домом в 1895 году Вейнбаум выстроил одноэтажную каменную лавку. «Принимая в соображение материальную стоимость лавки», земская управа для взимания государственного имущественного налога оценила ее в 1000 рублей. Дом же Григорьевой, в котором прежде размещалась типография, в том же 1895 году был куплен городской управой.

Строительство торговой лавки указывает, что коммерческие интересы А. Вейнбаума распространялись значительно шире типографской деятельности, подтверждением служит то, что в 1902 году он уже значится как белгородский купец. Все строения на его участке к этому году были снесены, оставлены только флигель и сарай, а в 1903 году «на месте снесенных дома и каменной лавки» по ул. Корочанской, 22 был построен «дом двухэтажный каменный и флигель деревянный», оцененные в 7000 рублей. Дом этот до сих пор является достопримечательностью нашего города. Сначала на фоне небольших строений уездного Белгорода он выделялся своими размерами, сейчас -радует своей стариной и индивидуальностью. А тогда, в начале XX века, в нем была устроена владельцем лучшая, по словам современника, гостиница с телефоном и ванной, а на первом этаже — книжный, писчебумажный и музыкальный магазин, аптека провизора Когана. Типография же теперь разместилась во флигеле, продолжала работать и осваивать новые виды печатной продукции.

ИЗДАНИЯ ТИПОГРАФИИ

Александр Вейнбаум уверенно развивал свое типографское дело — издавал книги, почтовые открытки, наладил выпуск газеты «Белгородский листок». По воспоминаниям внучки, когда в город пришло известие об отречении царя от престола в 1917 году, собственноручно набрал срочный номер газеты. А первая книга, изданная им в белгородской типографии, являлась автобиографичной повестью священника Харьковской епархии Григория Томашевского, служившего в г. Люботин, а с 1877 года в харьковской Святодуховской церкви. Затем он был вторым священником в Вознесенской церкви, а ведь именно в ней Александр принял православие! Григорий Томашевский проживал на одной улице с Розалией Вейнбаум, возможно, состоящей в родстве с белгородским издателем. Выпуск же автобиографичной книги «Домашний архив», вероятно, был своего рода благодарностью издателя.

Почтовые открытки с видами нашего города — бесспорно, главная заслуга и достижение владельца типографии Вейнбаума. Но, как оказалось, такие открытки были напечатаны не только с достопримечательностями Белгорода, но и с видами Оренбурга. Запечатленный на почтовых открытках еще один старинный город России тоже не является случайностью. У Александра было два младших брата, один из них, Спиридон, жил в Оренбурге, второй брат Анатолий — в Белгороде, был женат на Виргинии Грикке, родной сестре бабушки Татьяны Михайловны Коноровой — коренной белгородке и ныне живущей в нашем городе. В ее семейном архиве сохранились фотографии юной Виргинии, которая тогда жила в монастыре, а история их знакомства с Анатолием достойна отдельного рассказа. Вскоре после революции в Оренбург переехал и Анатолий с женой. В архиве Татьяны Михайловны сохранились замечательные фотографии Виргинии с дочерью, сделанные в Оренбурге.

На оренбургских открытках стоит надпись «Магазин А. Вейнбаума», вероятно, и там у него была налажена торговля через брата Спиридона.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

После событий революции 1917 года всё в жизни владельца типографии изменилось -дом и типография были национализированы. И она стала называться 1 -й советской типографией. В апреле 1919-го был составлен план усадебного места А. Вейнбаума, в примечании к которому указаны проживающие. Среди них нет самого хозяина, а только его жена, полное имя которой Августа Мальвина Тереза Адольфовна Николаевна Вейнбаум.

Жизнь белгородского издателя закончилась трагически, события гражданской войны, волной захлестнувшие и наш город, не оставили ему шансов остаться в живых. По свидетельствам очевидцев, он пытался скрыться от непримиримых оппонентов в родном Харькове. Но все оказалось тщетно, он был расстрелян вместе с женой. По воспоминаниям родных, его дочь, боясь преследования, долгое время хранила справку о том, что ее отец работал наборщиком в харьковской типографии. Вероятно, ту самую, которую он представлял при покупке типографии в Белгороде. Прошло не одно десятилетие, прежде чем вспомнили имя белгородского издателя. С благодарностью и сожалением.

Авторы благодарят за помощь в подготовке материала Т. М. Конорову, г. Белгород, коллекционеров А. Хильковского, г. Харьков и Александра Еременко, г. Москва)

Александр Лимаров, Елена Кривцова

К снимкам:

Братья Вейнбаум — Спиридон, Анатолий, Александр.

Обложка издания «Домашнего архива Томашевского»

Exit mobile version