Мастер изящной словесности

Мастер изящной словесности

Мастер изящной словесности

 С началом нового года в отделе краеведческой литературы универсальной научной библиотеки открылась книжноиллюстративная выставка «Мастер изящной словесности», посвященная 165-й годовщине со дня рождения Юрия Николаевича ГоворухоОтрока, писателя, театрального и литературного критика, публициста.

Его перу, кроме многочисленных статей, рецензий, заметок, принадлежат литературно-критические этюды о творчестве В.Г. Короленко, Л.Н. Толстого, И.С. Турге­нева, а также прозаические произведения, которые он публиковал под разными псевдонимами.

Однако творчество этого литератора было напрочь забыто почти сразу после его кончины, а уж в советское время о нем можно было узнать, только тщательно по­рывшись в специальных справочниках. И либерально настроенные круги, и консерваторы одинаково неприяз­ненно относились к писателю, который в течение жизни сменил свои политические взгляды на диаметрально противоположные. В молодости он примыкал к народни­кам и даже отсидел за революционные взгляды в тюрь­ме. Потом отказался от своих юношеских воззрений, стал православным писателем, державником.

Детство в тавровской усадьбе

Детство Юрия Николаевича прошло в родовом имении Таврово тогда еще Белгородского уезда Курской губернии, а ныне Белгородского района. До наших дней там сохра­нился дом помещиков с необычной фамилией Говорухо-Отрок (на фото). Высокие потолки, деревянная лестница, лепные плафоны и карнизы все еще хранят старинный дух дворянского особняка. Можно полюбоваться на пруд, пройтись по липовой аллее. А вот уникальный парковый комплекс, к сожалению, до наших дней не сохранился.

Надо заметить, что не существует единого мнения о дате рождения литератора. В разных справочных изда­ниях указываются 1850-й, 1851 годы, называется дата 29 января. Согласно исследованиям профессора Бел­городского государственного университета З.Т. Про­копенко, наш земляк родился 26 января 1854 года в семье Николая Николаевича и Елизаветы Семеновны, урожденной Елагиной. В семье был еще младший сын Андрей.

Юрий получил хорошее домашнее образование, вла­дел французским языком, играл на фортепиано. Он мно­го читал — в доме была хорошая библиотека, любил по­размышлять над книгами Пушкина и Шекспира. Однако учеба в Харьковской гимназии давалась мальчику нелег­ко по причине слабого здоровья. После окончания пято­го класса он заболел настолько серьезно, что вынужден был оставить гимназию и самостоятельно готовиться в университет.

Увлечения юности

Поступив на физико-математический факультет Им­ператорского Харьковского университета, молодой че­ловек был разочарован — в первый же месяц эти точные науки стали казаться ему скучными. Пропуская лекции, он днями пропадал в университетской библиотеке, за­читываясь произведениями русских и зарубежных клас­сиков, и вскоре оставил неполюбившийся факультет.

Любовь к литературе сочеталась у него со страст­ным увлечением театром. Одно время он даже хотел поступить на сцену. При содействии актера Стружкина, своего дальнего родственника, Говорухо-Отрок гастро­лировал с его труппой по городам юга России и сыграл несколько крупных ролей (например, Хлестакова). Но вскоре понял, что сцена не его удел, и раз и навсегда расстался с мыслью стать актером.

Время учебы в университете совпало с женитьбой Юрия Николаевича. Женился он рано, в 18 лет, на доче­ри уездного врача Софье Федоровне Поповой, изящной красавице, которая была еще моложе своего супруга. Будучи во многом противоположностями в жизни, моло­дые люди сходились на любви к литературе, театру и в увлечении революционными писаниями.

Харьков, где в то время проживал Говорухо-Отрок, был одним из центров народовольческого движения. Здесь работали известные революционеры-народни­ки Андрей Желябов, Софья Перовская, Вера Фигнер и другие, возникали революционные кружки, проходили сходки, на которых обсуждалось положение крестьян,

распространялись революционные прокламации. Есте­ственно, что впечатлительный, настроенный на добрые дела молодой человек посещал такие сходки. По вос­поминаниям близкого друга Н.И. Черняева, «у Юрия Николаевича была страстная, нервная и общительная натура. Он легко сближался с людьми, имел много при­ятелей и знакомых, любил оживленную беседу и готов был спорить до петухов о «проклятых вопросах».

И хотя Юрий Николаевич быстро отошел от револю­ционной деятельности, перестав посещать кружок, из-за своих «оживленных бесед» он в 1874 году был аре­стован и посажен в Петропавловскую крепость по делу «О пропаганде в Империи» (другое название — «Дело 193-х»). Материалы судебного процесса свидетельству­ют о том, что он был оговорен некоторыми участниками харьковских сходок.

За три года заключения он много пережил и переду­мал. Порой, заключенный в одиночную камеру, доходил до отчаяния, пытался свести счеты с жизнью, и только Евангелие, оставленное в камере его предшественни­ком, удержало его от смерти. К моменту освобождения Юрий Николаевич стал глубоко верующим человеком, противником революционных переворотов, убежден­ным славянофилом и монархистом.

Окончательно он порывает с революционерами по­сле покушения народовольцев на Александра II. В 1881 году в журнале «Полярная звезда» печатается его рас­сказ «Fatum», в котором народоволец Сергей Михайло­вич изображен человеком, разуверившимся в правоте своих идеалов, загнанным, обреченным на гибель. С точки зрения Говорухо-Отрока, в судьбе террористов нет ничего героического, борьба их бесперспективна, а бесцельно растраченные молодые жизни вызывают лишь сожаление.

Естественно, что прежние единомышленники не про­стили Говорухо-Отроку его «ренегатства», почти каждое его выступление в печати сопровождалось полемиче­скими выпадами в адрес «предателя». Все это Юрий Николаевич отражал достойно, с присущим ему тактом и темпераментом.

Литературная деятельность

Еще в течение одиннадцати лет после ареста по официальным документам Юрий Николаевич считался человеком неблагонадежным и не имел права покидать Харьков. Только в 1889 году с него была снята опала, и он смог уехать в Москву, где стал постоянным сотруд­ником газеты «Московские ведомости». Там он познако­мился с выдающимися консервативными литераторами Н.Н. Страховым, К.Н. Леонтьевым, Л.А. Тихомировым, В.В. Розановым и другими.

С этого времени началась его бурная литературная деятельность. Он пишет передовые статьи, критические очерки, этюды и заметки, ведет театральную хронику. В своих статьях Говорухо-Отрок критикует западный путь развития цивилизации за отсутствие положительных духовных ценностей, нравственных устоев: «Все усилия европейской науки, искусства, философии направлены лишь на достижение нравственного и материального комфорта, к достижению земных желаний. Душа чело­веческая, бессмертная Душа отринута, и о ней уже ни­кто не задумывается».

В 90-е годы он активно сотрудничает в лучшем тог­дашнем консервативном журнале «Русское обозрение», где печатает несколько своих работ — «Тюрьма и кре­пость. Из посмертных записок подследственного аре­станта», «Несколько мыслей о религиозной живописи», «Федор Павлович. Святочный рассказ».

При всех публицистических талантах нашего зем­ляка, современники все же считали, что его истинным предназначением стала художественная критика. Он владел прекрасным литературным слогом, и порой его рецензия на книгу читается лучше, чем само произве­дение. Его литературно-критические этюды посвящены творчеству Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, Н.А. Остров­ского, В.М. Гаршина, А.П. Чехова.

Одним из главных его сочинений можно считать кни­гу «Тургенев». Анализируя романы писателя, Говорухо-Отрок приходит к выводу, что образ «лишнего челове­ка» в творчестве Тургенева имеет автобиографический характер, а увлечение западничеством отрицательно сказалось на его жизни и творчестве.

На очереди была большая работа о любимом пи­сателе Н.В. Гоголе. Но внезапная смерть Юрия Нико­лаевича в расцвете творческих сил помешала осуще­ствить задуманное. Он скончался 27 июля 1896 года от кровоизлияния в мозг на подмосковной даче в поселке Разумовский.

Похоронен в Москве в Скорбященском монастыре. Памятник — белый мраморный крест, сделанный по эски­зу знаменитого художника Виктора Васнецова, к сожа­лению, не сохранился до наших дней.

В настоящее время в бывшей усадьбе Говорухо-От­роков располагается Тавровская модельная библиоте­ка, которая носит имя писателя. Там же создана музей­ная экспозиция «Дворянский род Говорухо-Отроков». На здании установлена мемориальная доска.

Ксения БЕЛОУСЕНКО,

главный библиотекарь

отдела краеведческой литературы

универсальной научной библиотеки

Подготовлено по материалам

З.Т. Прокопенко