С началом нового года в отделе краеведческой литературы универсальной научной библиотеки открылась книжно—иллюстративная выставка «Мастер изящной словесности», посвященная 165-й годовщине со дня рождения Юрия Николаевича Говорухо—Отрока, писателя, театрального и литературного критика, публициста.
Его перу, кроме многочисленных статей, рецензий, заметок, принадлежат литературно-критические этюды о творчестве В.Г. Короленко, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, а также прозаические произведения, которые он публиковал под разными псевдонимами.
Однако творчество этого литератора было напрочь забыто почти сразу после его кончины, а уж в советское время о нем можно было узнать, только тщательно порывшись в специальных справочниках. И либерально настроенные круги, и консерваторы одинаково неприязненно относились к писателю, который в течение жизни сменил свои политические взгляды на диаметрально противоположные. В молодости он примыкал к народникам и даже отсидел за революционные взгляды в тюрьме. Потом отказался от своих юношеских воззрений, стал православным писателем, державником.
Детство в тавровской усадьбе
Детство Юрия Николаевича прошло в родовом имении Таврово тогда еще Белгородского уезда Курской губернии, а ныне Белгородского района. До наших дней там сохранился дом помещиков с необычной фамилией Говорухо-Отрок (на фото). Высокие потолки, деревянная лестница, лепные плафоны и карнизы все еще хранят старинный дух дворянского особняка. Можно полюбоваться на пруд, пройтись по липовой аллее. А вот уникальный парковый комплекс, к сожалению, до наших дней не сохранился.
Надо заметить, что не существует единого мнения о дате рождения литератора. В разных справочных изданиях указываются 1850-й, 1851 годы, называется дата 29 января. Согласно исследованиям профессора Белгородского государственного университета З.Т. Прокопенко, наш земляк родился 26 января 1854 года в семье Николая Николаевича и Елизаветы Семеновны, урожденной Елагиной. В семье был еще младший сын Андрей.
Юрий получил хорошее домашнее образование, владел французским языком, играл на фортепиано. Он много читал — в доме была хорошая библиотека, любил поразмышлять над книгами Пушкина и Шекспира. Однако учеба в Харьковской гимназии давалась мальчику нелегко по причине слабого здоровья. После окончания пятого класса он заболел настолько серьезно, что вынужден был оставить гимназию и самостоятельно готовиться в университет.
Увлечения юности
Поступив на физико-математический факультет Императорского Харьковского университета, молодой человек был разочарован — в первый же месяц эти точные науки стали казаться ему скучными. Пропуская лекции, он днями пропадал в университетской библиотеке, зачитываясь произведениями русских и зарубежных классиков, и вскоре оставил неполюбившийся факультет.
Любовь к литературе сочеталась у него со страстным увлечением театром. Одно время он даже хотел поступить на сцену. При содействии актера Стружкина, своего дальнего родственника, Говорухо-Отрок гастролировал с его труппой по городам юга России и сыграл несколько крупных ролей (например, Хлестакова). Но вскоре понял, что сцена не его удел, и раз и навсегда расстался с мыслью стать актером.
Время учебы в университете совпало с женитьбой Юрия Николаевича. Женился он рано, в 18 лет, на дочери уездного врача Софье Федоровне Поповой, изящной красавице, которая была еще моложе своего супруга. Будучи во многом противоположностями в жизни, молодые люди сходились на любви к литературе, театру и в увлечении революционными писаниями.
Харьков, где в то время проживал Говорухо-Отрок, был одним из центров народовольческого движения. Здесь работали известные революционеры-народники Андрей Желябов, Софья Перовская, Вера Фигнер и другие, возникали революционные кружки, проходили сходки, на которых обсуждалось положение крестьян,
распространялись революционные прокламации. Естественно, что впечатлительный, настроенный на добрые дела молодой человек посещал такие сходки. По воспоминаниям близкого друга Н.И. Черняева, «у Юрия Николаевича была страстная, нервная и общительная натура. Он легко сближался с людьми, имел много приятелей и знакомых, любил оживленную беседу и готов был спорить до петухов о «проклятых вопросах».
И хотя Юрий Николаевич быстро отошел от революционной деятельности, перестав посещать кружок, из-за своих «оживленных бесед» он в 1874 году был арестован и посажен в Петропавловскую крепость по делу «О пропаганде в Империи» (другое название — «Дело 193-х»). Материалы судебного процесса свидетельствуют о том, что он был оговорен некоторыми участниками харьковских сходок.
За три года заключения он много пережил и передумал. Порой, заключенный в одиночную камеру, доходил до отчаяния, пытался свести счеты с жизнью, и только Евангелие, оставленное в камере его предшественником, удержало его от смерти. К моменту освобождения Юрий Николаевич стал глубоко верующим человеком, противником революционных переворотов, убежденным славянофилом и монархистом.
Окончательно он порывает с революционерами после покушения народовольцев на Александра II. В 1881 году в журнале «Полярная звезда» печатается его рассказ «Fatum», в котором народоволец Сергей Михайлович изображен человеком, разуверившимся в правоте своих идеалов, загнанным, обреченным на гибель. С точки зрения Говорухо-Отрока, в судьбе террористов нет ничего героического, борьба их бесперспективна, а бесцельно растраченные молодые жизни вызывают лишь сожаление.
Естественно, что прежние единомышленники не простили Говорухо-Отроку его «ренегатства», почти каждое его выступление в печати сопровождалось полемическими выпадами в адрес «предателя». Все это Юрий Николаевич отражал достойно, с присущим ему тактом и темпераментом.
Литературная деятельность
Еще в течение одиннадцати лет после ареста по официальным документам Юрий Николаевич считался человеком неблагонадежным и не имел права покидать Харьков. Только в 1889 году с него была снята опала, и он смог уехать в Москву, где стал постоянным сотрудником газеты «Московские ведомости». Там он познакомился с выдающимися консервативными литераторами Н.Н. Страховым, К.Н. Леонтьевым, Л.А. Тихомировым, В.В. Розановым и другими.
С этого времени началась его бурная литературная деятельность. Он пишет передовые статьи, критические очерки, этюды и заметки, ведет театральную хронику. В своих статьях Говорухо-Отрок критикует западный путь развития цивилизации за отсутствие положительных духовных ценностей, нравственных устоев: «Все усилия европейской науки, искусства, философии направлены лишь на достижение нравственного и материального комфорта, к достижению земных желаний. Душа человеческая, бессмертная Душа отринута, и о ней уже никто не задумывается».
В 90-е годы он активно сотрудничает в лучшем тогдашнем консервативном журнале «Русское обозрение», где печатает несколько своих работ — «Тюрьма и крепость. Из посмертных записок подследственного арестанта», «Несколько мыслей о религиозной живописи», «Федор Павлович. Святочный рассказ».
При всех публицистических талантах нашего земляка, современники все же считали, что его истинным предназначением стала художественная критика. Он владел прекрасным литературным слогом, и порой его рецензия на книгу читается лучше, чем само произведение. Его литературно-критические этюды посвящены творчеству Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, Н.А. Островского, В.М. Гаршина, А.П. Чехова.
Одним из главных его сочинений можно считать книгу «Тургенев». Анализируя романы писателя, Говорухо-Отрок приходит к выводу, что образ «лишнего человека» в творчестве Тургенева имеет автобиографический характер, а увлечение западничеством отрицательно сказалось на его жизни и творчестве.
На очереди была большая работа о любимом писателе Н.В. Гоголе. Но внезапная смерть Юрия Николаевича в расцвете творческих сил помешала осуществить задуманное. Он скончался 27 июля 1896 года от кровоизлияния в мозг на подмосковной даче в поселке Разумовский.
Похоронен в Москве в Скорбященском монастыре. Памятник — белый мраморный крест, сделанный по эскизу знаменитого художника Виктора Васнецова, к сожалению, не сохранился до наших дней.
В настоящее время в бывшей усадьбе Говорухо-Отроков располагается Тавровская модельная библиотека, которая носит имя писателя. Там же создана музейная экспозиция «Дворянский род Говорухо-Отроков». На здании установлена мемориальная доска.
Ксения БЕЛОУСЕНКО,
главный библиотекарь
отдела краеведческой литературы
универсальной научной библиотеки
Подготовлено по материалам
З.Т. Прокопенко