Вторая родина капитана Колчанова

Освободитель Белгорода был в числе первых, кто приехал поднимать новую область

Военная и послевоенная судьба Евгения Колчанова прочно связана с Белгородом. Этот город он освобождал дважды — в феврале и августе 1943-го, и вернулся сюда уже навсегда спустя годы, в 1954-м, когда образовалась новая Белгородская область.

Если бы Евгений Александрович был жив, конечно, его бы тоже чествовали сегодня в числе тех, кто помогал становлению и развитию области, отмечающей в этом году 60-летний юбилей.

Он ушел пять лет назад, прожив долгую, яркую и достойную жизнь.

Имени Челябинского комсомола

Рабочая семья Колчановых была многодетной — пятеро детей. Евгений родился 30 ноября 1918 года в Саратове, а в голодные тридцатые годы мальчик остался круглым сиротой. Ему не было еще и пятнадцати. Рано повзрослевшему пареньку пришлось пробиваться в жизни самому, рассчитывая лишь на собственные силы. Семилетка, затем школа рабочей молодежи и работа на предприятиях связи Саратова — сначала подручным, слесарем, а потом механиком-инструментальщиком и мастером.

В 1939 году Колчанова призвали в армию. Не думал он тогда, что воинская служба затянется на восемь лет, что, пройдя ад войны, он останется в живых… В «учебку» попал в оперативный отдел штаба Забайкальского военного округа, и там же служил в звании младшего лейтенанта. С началом войны Колчанова переводят в оперативный отдел штаба 16-й армии, и первые военные месяцы он воюет на московском направлении.

В марте 1942-го в Челябинске начала формироваться первая в стране добровольческая 96-я отдельная танковая бригада. Комсомольцы и молодые рабочие Челябинского абразивного завода обратились к молодежи всего Южного Урала собрать средства для постройки танковой колонны имени Челябинского комсомола. Было собрано одиннадцать с половиной миллионов рублей для постройки 22 тяжелых танков КВ-1. Кроме этого, было собрано еще девять танков Т-34 и пять Т-60. Еще шла их сборка, а уже тысячи молодых людей написали заявления с просьбой зачислить их именно в эту бригаду.

Ее личный состав комплектовался добровольцами со всего Южного Урала. Из огромного количества желающих отобрали только 125 лучших. Провожая бригаду на фронт, комсомольцы вручили первому ее командиру, полковнику Виктору Григорьевичу Лебедеву наказ и знамя Челябинского обкома ВЛКСМ, а всему личному составу бригады — памятные кинжалы златоустовской стали с надписью названия соединения. Е. Колчанов тоже подает рапорт с просьбой направить его в новую бригаду. И в качестве старшего помощника начальника штаба по специальной связи начинается его новый боевой путь в Туле, который победно закончится в Софии.

На фронте 96-я бригада вошла в состав 15-го танкового корпуса 3-й танковой армии, и первый бой приняла 11 августа 1942-го у деревни Перекоповка Орловской области. Держала оборону на Верхнем Дону у Воронежа. 13-го января 1943 года участвовала в Острогожско-Россошанской операции, уничтожив окруженного врага в районе Россоши. Затем был легендарный бой у села Пузачи Курской области в ходе Воронежско-Касторненской наступательной операции. Здесь, уже в составе 38-й армии, 96-я бригада совершила глубокий рейд вглубь обороны противника, и у Пузачей перехватила отступающую колонну разгромленной в предыдущих боях 2-й немецкой танковой армии. Здесь в течение суток в сильнейшую метель длился неравный бой — 228 бойцов бригады во главе со своим командиром В.Г. Лебедевым преградили путь прорывающейся на запад 13-тысячной группировки фашистов. К концу боя в бригаде осталось только 36 человек. Шесть тысяч убитых и две тысячи пленных, а также техника, вооружение, боеприпасы — потери противника в этом бою.

«Белгородцам — от первых освободителей»

В марте 1943 года бригада вела тяжелые бои на белгородской земле с наступающими эсэсовскими войсками. Первая схватка с танковой дивизией противника произошла у Борисовки. На Курской дуге, в составе 6-й гвардейской армии, бригада попала под главный удар 2-го танкового корпуса СС. Более трех суток, с 5-го по 8-е июля, танкисты вместе с бойцами 375-й стрелковой дивизии сдерживали танковую дивизию противника у северных окраин Белгорода на рубеже Шопино-Вислое. С 8-го по 11-е июля, уже в составе 69-й армии, сдерживали немецкие танки на рубеже Хохлово-Дальняя Игуменка. А потом, совершив дерзкий рейд по тылам врага от Киселево до Ржавца, заняли оборону на рубеже Александровка-Свиридово.

В августе 1943-го танкисты бригады в составе 69-й армии держали оборону в верховьях Северского Донца, и одними из первых ворвались в Белгород 5 августа. На уникальных снимках фронтовых корреспондентов Галины Санько и Семена Фридлянда, сделанных 5 августа в освобожденном Белгороде, надпись на прислоненной к столбу двери: «Горячий привет белгородцам от первых освободителей. Танкисты 96 танковой бригады».

Дальнейший путь бригады — освобождение Харькова, форсирование Днепра, Буга, Днестра, Дуная, освобождение столицы Болгарии Софии. За отличие в боях бригаде присвоено почетное название Шуменской.

Позже, вспоминая о бригаде, Евгений Александрович рассказывал, что она была отдельной и действовала самостоятельно. Их бросали в самые жаркие, уязвимые места. За время боевых действий личный состав бригады обновлялся четыре раза. Из первого состава, сформированного в Челябинске, уцелели лишь единицы…

Встреча на войне

На белгородской земле Евгений Колчанов встретил свою любовь. Начальник полевой радиостанции, юный ефрейтор Оля Иванова попала на фронт еще подростком. В 1941 году отличница и активистка Болховецкой неполной средней школы им. С.М Кирова окончила шестой класс и 1 сентября пошла в седьмой. Но занятия вскоре прекратились — с запада приближался фронт. В эвакуацию они с мамой не смогли уехать — их поезд разбомбили на станции Белгород, и пришлось возвращаться домой.

В феврале 1943-го наши войска освободили Белгород и Стрелецкое (тогда — Болховец). В селе находился штаб 96-й танковой бригады имени Челябинского комсомола. А ее комбриг генерал В.Г. Лебедев квартировал в доме Ивановых. Девочка собирала среди односельчан подарки для красноармейцев, участвовала в подготовке концерта для них, активно трудилась на расчистке дорог и других работах.

В марте нашим войскам вновь пришлось отступать. Опасаясь за жизнь дочери, мать уговорила В.Г. Лебедева забрать Олю с собой. За месяц она выучилась на радистку, и к началу боев на Курской дуге ефрейтор Иванова обеспечивала в бригаде работу радиостанции. Там капитан Колчанов и познакомился со своей будущей женой. Оле было 16, а Евгению — 24. В ожесточенных боях 10-11 июля в районе села Киселево радиостанция в какой-то момент оказалась без укрытия. И девушка, заслонив ее своим телом, продолжала обеспечивать связь штаба с войсками. За этот подвиг ее наградили медалью «За боевые заслуги».

Даже после полного очищения Белгорода и пригородов от фашистов Ольга не осталась дома, а пошла дальше с танковой бригадой. Лишь глубокой осенью Лебедев и Колчанов уговорили ее вернуться домой. Всё-таки воевать — не женское дело, тем более в бригаду пришло мужское пополнение. Оля пошла доучиваться в школу, в седьмой класс. А после победы в Стрелецкое за ней приехал Евгений Колчанов. Расписались они в Харькове, городе, который вместе освобождали. И уехали на родину Евгения Александровича в Саратов. Он вернулся на завод к своей довоенной профессии слесаря-механика-инструментальщика, она поступила в медицинский институт. Позже он окончил политехнический институт.

На новом месте

Распределение после вуза Ольга Ивановна получила в Белгород — центр вновь образованной области. Семья переезжает сюда. Евгений Александрович работает инженером на котлострои-тельном заводе, супруга — в областной больнице. В Белгороде родились две дочери Колчановых, Ольга и Елена. Долгие годы Ольга Ивановна Колчанова была главным невропатологом области. Она стала заслуженным врачом РСФСР, награждена орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. А Евгений Александрович после партийной работы в обкоме КПСС в декабре 1965-го возглавил завод «Сокол» — первое в области наукоемкое предприятие. Более четверти века Колчанов руководил заводом, подняв его до уровня лучшего в отрасли. За время его руководства предприятие построило в Белгороде более сорока собственных многоэтажных домов, два общежития, четыре детских сада, новый автовокзал, Дворец культуры «Сокол», пионерский лагерь, две базы отдыха, спортивный зал, стадион, столовые. Всё это и сегодня служит горожанам.

Евгений Александрович Колчанов награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, многими медалями. К боевым наградам добавились мирные — ордена Ленина, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. В 1988 году он стал почетным гражданином Белгорода.

Его имя занесено в Книгу почета родного предприятия. А в прошлом году накануне 5 августа на фасаде ЗАО «Сокол-АТС» была открыта мемориальная доска в память о Евгении Александровиче Колчанове.

(По материалам сборника В. Проценко «Почетные граждане Белгорода» и Интернет-сайтов)