Вокруг цементного завода

Эксперты — о мифах и реальном положении дел

Избавить Белгород от цементной пыли — так был обозначен главный вопрос повестки заседания экспертной комиссии по рассмотрению проектов при комитете обеспечения жизнедеятельности населения администрации города под председательством руководителя комитета, секретаря Совета безопасности С. Богачева.

В ее состав вошли специалисты структурных подразделений администрации, управлений Росприроднадзо-ра и Роспотребнадзора по Белгородской области, экологи, представители правоохранительных органов и службы спасения, ученые БГТУ им. В. Г. Шухова. Были приглашены руководители предприятий — ЗАО «Белгородский цемент» В. Хлудеев и ОАО «БелАЦИ» С. Голощапов.

ИДЕЯ «НАРОДНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

Идея выдвинута в ходе третьего цикла сбора инициатив граждан в рамках проекта «Народная экспертиза» в процессе формирования региональной модели государственного управления. На сайте «Экспертизы» оставлено немало комментариев по поводу работы белгородского цементного завода, негативно влияющего на экологию в городе, и, как следствие, — на здоровье людей. Избавить город от цементной пыли авторы идеи предлагают путем переноса завода как можно дальше за городскую черту, по другую сторону карьера, в котором предприятие добывает сырье, — через городской референдум. Построенное в первые послевоенные годы, оно применяет устаревшие оборудование и технологии. То же касается и асбестошиферного завода, находящегося с цемзаводом на одной промышленной площадке. «Помимо того, что цементная и асбестовая пыль оседает на сохнущем белье, въедается в покраску автомашин и облицовку зданий, она сказывается негативно на состоянии здоровья населения. Асбест является канцерогеном, вызывающим раковые заболевания» — суть идеи народных экспертов озвучил на заседании начальник отдела охраны окружающей среды мэрии Вячеслав Поздняков. Сами авторы идеи по разным причинам участвовать в нем не смогли.

От народной экспертной общественности выступил Андрей Шейко. Он отметил, что участники проекта — не профессиональные эксперты, а обычные горожане, обыватели, которые высказывают то, что их сегодня особо беспокоит. Что людям необходимо получить достоверную информацию от руководства предприятий и специалистов, насколько опасно нахождение вредных производств практически в центре города, и что делается, чтобы свести все риски к минимуму.

РИСК УМЕРЕННЫЙ

Начальник отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора Лариса Салионова отметила, что вся информация есть на сайтах контролирующих федеральных структур и она в открытом доступе. К примеру, по заболеваемости органов дыхания среди взрослых в Белгороде за последние пять лет отмечается снижение на 38 процентов, среди детей — на 15,4 процента.

— У обоих предприятий есть разработанные проекты предельно-допустимых выбросов и санитарно-защитных зон. Оба завода выполнили оценку риска для здоровья населения, — говорит Л. Салионова. — Санитарная зона БелАЦИ — 1000 метров, в нее попадают 2874 человека. Санитарно-защитная зона цементного завода установлена с 1000 до 500 метров, в ней оказались 498 человек. На предприятиях проводится объективная оценка санитарных зон и рисков от веществ с канцерогенным и не канцерогенным воздействием. Не доказано, что они вызывают заболевания. Риск для населения города от их работы — умеренный, в пределах допустимых норм.

На заседании говорилось также о том, что мы сами виноваты в том, что заселили территорию санитарно-защитных зон предприятий. Ведь в свое время цемзавод строился далеко от города, и никто не мог предполагать, что когда-то он окажется в центре городской черты.

ЧЬЯ ПЫЛЬ?

Выступление генерального директора ЗАО «Белгородский цемент» Виктора Хлудеева было конкретным и, что называется, сняло многие вопросы. Как и любое промышленное предприятие, завод оказывает антропогенное воздействие на окружающую среду, но без каких-либо катастрофических последствий. Один из немногих белгородский цемзавод прошел добровольную систему экологической сертификации на соответствие международным стандартам, и имеет заключение экологического аудита. Тайн от горожан и работников здесь нет. На предприятии понимают, какая большая ответственность на них лежит.

— Цементной пыли на трубах завода нет, — говорит Виктор Иванович. — Есть калийно-известковая пыль, которую раньше мы перерабатывали в калийно-известковые удобрения. С экономическим кризисом спрос на них в сельском хозяйстве упал, и производство стало нерентабельным.

Из наших труб выходит пар — конденсат, образующийся при испарении воды. Там есть какая-то доля пыли от вращающихся печей. Но веществ, которые отрицательно воздействуют на здоровье человека, нет. На предприятии было проведено две реконструкции, обновлено оборудование. На печах установлены высокоэффективные чешские фильтры, которые почти всю выловленную пыль возвращают в производство. Всё это позволило сократить концентрацию пылевых выбросов и довести параметры газов до европейских норм -не более 50 мг на куб. м.

Но в обывательском сознании, раз у цементного завода самые высокие трубы, значит, они и пылят. При этом не учитывается тот факт, что в этой промзоне работают еще 29 различных промышленных предприятий. И кто загрязняет город больше — это еще вопрос. По словам директора, пыль на машинах, на что часто жалуются горожане, — не цементная, а придорожная. Специалисты предприятия проверяли ее состав на границах санитарной зоны на улицах Преображенской и Сумской.

Сегодня главные загрязнители атмосферы города, как и области, — не заводы, а автомобили. Их выбросы составляют около 60 процентов от общего объёма. В Белгороде и Алексеевке этот показатель составляет до 80 процентов от общего количества выбросов. Об этом говорилось на областной конференции по охране окружающей среды в октябре прошлого года. В области зарегистрировано 493 тысячи автомобилей, из них 120 тысяч — в Белгороде. Немало их не соответствуют нормам эксплуатации. Специалисты отмечают, что предприятия с каждым годом уменьшают количество вредных выбросов в атмосферу, но из-за выхлопных газов автотранспорта состояние окружающей среды не улучшается.

ВКЛАД В ЭКОЛОГИЮ

В. Хлудеев отметил, что серьезное внимание на заводе также уделяется рекультивации земель карьера «Полигон». За последние годы высажено семь тысяч деревьев, приживаемость составила около 80 процентов. В прошлом году предприятие начало переработку отходов производства завода лимонной кислоты «Ци-тробел» — цитрогипса, которого на полях фильтрации накопилось около трехсот тысяч тонн. Цементный завод, перерабатывая гипс, применяет его как добавку при производстве цемента. Очистку полей фильтрации «Цитробела», а это двенадцать гектаров, планируется завершить в течение трех с половиной лет. После рекультивации земля будет передана городу.

Сегодня у цемзавода также есть возможность использовать мусор как альтернативное топливо газу при производстве цемента. Современные технологии позволяют это сделать без ущерба для окружающей среды.

— Пока этот вопрос законодательно не решен на региональном уровне, — говорит В. Хлудеев. — Необходимо определить, кто собирает мусор, кто утилизирует и кто кому и за что платит.

До 2018 года на цементном заводе планируют завершить реконструкцию и перейти на экологичный сухой способ производства цемента. Это полностью исключит какие-либо выбросы. Вместо семи печей останется одна. Об этом шла речь на встрече губернатора области Е. Савченко с руководителем холдинга «Евроцемент групп» М. Скороходом в декабре минувшего года. Строительство новых линий не только значительно улучшит экологическую обстановку, но и уменьшит энергозатраты на 30 процентов и вдвое снизит себестоимость потребления топлива.

ВЫВОДЫ И ПОЖЕЛАНИЯ

Выступавшие на заседании экспертной комиссии участники говорили о том, что как федеральный объект «Белгородский цемент» вниманием различных контролирующих структур не обделен. Проверки проводятся несколько раз в год, в том числе по жалобам населения. Но каких-то глобальных нарушений и, тем более, аварий, здесь нет. Все нарушения носят чисто рабочий характер и вовремя устраняются. Внимания местных властей и экологических служб заслуживают многочисленные частные средние и мелкие предприятия, находящиеся на этой промплощадке, с так называемыми низкими источниками загрязнения. Вокруг цемзавода несколько асфальто-бетонных заводов с устаревшим оборудованием и выбросами в несколько раз больше.

По мнению экспертов комиссии, не все еще проблемы решены, но руководство «Белгородского цемента» делает немало, и у предприятия прекрасные перспективы. Закрытия оно не заслуживает. Члены комиссии единогласно за это проголосовали. Перенос такого завода нереален ни с технической, ни с экономической стороны. Решение проблемы — только в дальнейшей модернизации.