Виктор Овчинников: «Белгородская область — флагман России»

Известный белгородский историк рассказал о развитии области и ее месте в жизни государства

Итак, Белгородская область отмечает 60-летие. Насколько важна эта дата, в чем ее значимость, как бы сложилась жизнь Белгорода, если бы он до сегодняшнего дня оставался районным центром, и, вместе с тем, какую роль играл город в разные столетия? Об этом мы поговорили с историком, заместителем председателя общественной палаты Белгородской области Виктором Овчинниковым.

— Чтобы понять значимость даты, наверное, нужно представить, что было бы, не случись события. Как бы сложилась жизнь города, не будь в 1954 году образования Белгородской области?

— Вопрос очень интересный, хотя и не из плоскости истории. Ведь история не имеет сослагательного наклонения. Все, что случилось — это наша судьба. Белгородская область берет истоки из тысячелетней истории, так что, скорее, надо говорить о том, что восторжествовала историческая справедливость.

— Но это, безусловно, плюс?

— Это не только плюс, но и важное и правильное решение для судьбы России в целом. Россия обширна и огромна, но не каждая ее территория может выполнять такую комплексную, синтетическую роль. Есть вот, например, тундра, где можно использовать определенные полезные ископаемые, есть уникальные Уральские горы, недра которых полны богатств, но на них не вырастишь пшеницу. А Белгородская земля уникальна: помимо того, что на территории области находится почти 40% железной руды Российской Федерации, у нас есть плодородный чернозем. Шестьдесят лет назад нашлись мудрые люди, которые понимали: для того, чтобы осуществить экономический, стратегический прорыв, надо создать, скажем, такой ракетоносец в экономике, в хозяйственной деятельности, который бы имел оптимальные формы и прекрасные условия. Когда Белгородская область создавалась, она создавалась с учетом того, что в ней будет гармонично соединена возможность освоения железорудных богатств (еще это дополнилось сталеплавильной промышленностью), и одновременно на черноземах будет очень интенсивно развиваться агропромышленный комплекс.

— Реформа 1954 года затронула многие области?

— Да, но ряд областей, которые были созданы искусственно, снова были упразднены. Например, Балашовская просуществовала всего несколько лет. А Липецкая, которая была выделена из части Тамбовской, — сохранилась. С точки зрения стратегии, Белгородская область была определена в границах правильно, поэтому она существует до сих пор.

— Воронежцы и куряне порой обижаются на нас, говорят, мол, если бы некоторые земли остались у них, тогда и они бы так хорошо развивались.

— Да, есть такое дело. Но мы в праве задать вопрос: а помнят ли они великую Белоградскую епархию, Белгородский разряд, Белгородскую черту и Белгородскую губернию? Надо признать, что решение об упразднении Белгородской губернии было продиктовано не экономическими и не политическими соображениями. Это была игра определенных княжеских и дворянских родов, и в то время эта игра разрешилась в пользу Курска. Но еще сотню лет в Белгороде оставалась и семинария, и многие другие учреждения, которые отражали высокое предназначение Белгорода.

В свое время наш город был великой крепостью Белгородской черты. Чтобы вы представляли масштаб, поясню, что белгородский воевода — главный воевода Белгородского большого полка, мог выставить одновременно армию до ста тысяч человек. Это была великая земля. Нужно понимать, что освоение юго-восточных земель Российского государства осуществлялось из Белгорода. По мере того, как граница отодвигалась к югу, возросло значение пограничного с нами Харькова, он стал столицей Слободско-Украинской губернии, а Белгород был плацдармом такого великого образования — Слобожанщины. В ней жили великие воины, свободные люди. На территории белгородчины почти нигде не превалировало крепостное население над свободным. В основном, крепостное население составляло 30-40%. Теперь вы понимаете, почему я говорю, что образование Белгородской области — это торжество исторической справедливости?

— Белгород на сегодня — небольшой город. Почему мы до сих пор не развились до миллионника?

— Рост численности населения города — дело не одного десятилетия. Я напомню, что все города, которые Нестор называл в «Повести временных лет»: Чернигов, Полоцк, имели в девятом — начале десятого века по две тысячи населения. В Киеве было около двадцати тысяч. Если брать времена Петра I, во всей Российской империи было всего несколько миллионов населения. На сегодняшний день в Белгородской области живет полтора миллиона людей — это средняя численность населения европейских государств. Белгород вырос очень быстро. Напомню, что в свое время, до Великой Отечественной войны, когда Белгород был районным центром Курской области, в нем проживало 33-34 тысячи человек. За шестьдесят лет эта цифра выросла в десять раз. Сегодня большими темпами формируется белгородская агломерация, численность населения города будет только расти. Добавлю, что если мы возьмем этапы становления города и участие населения в этих исторических этапах, то, поверьте, белгородчина всегда выдавала самые высокие проценты плотности участия в великих событиях. Мы и сегодня выдаем высокий процент ВВП по разным направлениям отраслей, демонстрируя величайший пример трудолюбия и производительности труда.

— Образование области дало старт образованию ряда организаций, учреждений, предприятий, и будущий год будет юбилейным для них. Выходит, 1954 год был годом взрыва экономики?



— Объединение районов означало, что все отрасли экономики должны подчиняться области. Поэтому, естественно, за ним последовало создание областной энергетической службы, областного газового хозяйства, сельского хозяйства, структур облисполкома, создание Совета депутатов трудящихся. Все эти структуры появлялись в связи с установленной тогда конституцией Советского Союза и положениями о субъекте РСФСР. Что касается промышленности, действительно, в эти годы было создано много новых предприятий, хотя, надо признать, многие предприятия имеют и более древнюю историю. Например, первые попытки строительства завода «Энергомаш» были в конце 30-х — начале 40-х годов прошлого века. Строительство было заморожено, и только после образования области были созданы условия для того, чтобы завод энергетического машиностроения заработал в полную мощь. 1954 год был знаковым и, естественно, он стал стартом для многих великих дел в городе и области.

— Что Вы можете сказать о сегодняшней Белгородчине?

— Эти 60 лет — это не только праздник Белгородской области, это праздник всей России. На сегодня во всех концах нашей великой страны она известна, и это — великий бренд. Мы — пример для других областей, мы вселяем в них уверенность, что раз у Белгородской области получается, то получится и у них. Белгородская область — флагман России, и, пожалуй, будет им впредь.

Алина Александрова