Warning: Attempt to read property "child" on null in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 45
Подросток — маргинал по своей биологической природе
В прошлый раз, уважаемые читатели, мы рассмотрели с вами возрастные кризисы младшего школьника. Сегодня мы поговорим о самом сложном возрастном кризисе — подростковом.
Врачи этот период называют периодом адолесценции, пубертатом, то есть, связывают в первую очередь этот возраст с половым созреванием. Действительно, возрастные изменения, происходящие у ребенка, начиная с 11-12 лет, в первую очередь связаны с началом полового созревания, активной выработкой половых гормонов. Эта «гормональная буря» создает массу проблем для ребенка: он становится возбудимым, нервным, вспыльчивым.
Чувство взрослости
Физиологическая сфера во многом определяет самочувствие подростка, но психологическая — не менее проблемна. В этом возрасте появляется такое психологическое качество (психологи называют его новообразованием), как чувство взрослости. Подросток — это взрослый человек (он себя таковым ощущает), материально зависимый от другого взрослого. Представляете, какая у него в душе сумятица, какое обостренное чувство достоинства, обидчивость, особенно, если ему еще и напоминают, что «мы тебя кормим-поим, а ты…», в общем не демонстрируешь чувство благодарности. Психологи достаточно хорошо изучили этот возраст и выделили несколько подростковых поведенческих реакций.
Реакция негативизма
Она характерна для младших подростков, проявляется примерно в 12 лет. Иногда ее еще называют реакцией оппозиции, но это одно и то же. Смысл ее можно выразить словами: «Я сам», а в общении с подростком можно узнать по выражению: «Не хочу, не буду», которым ребенок отвечает на любое требование, даже разумное. Знакомая рассказывала, что ее двенадцатилетний сын именно этими словами отвечал на любое обращение к нему, причем говорил их сразу после того, как его называли по имени.
Происходил, примерно, такой диалог:
— Виталик!
— Не хочу, не буду!
— Иди кушать, твоя любимая картошка жареная!
— А…
Он, как Баба-Яга, — всегда против. Остроумная мама придумала выход, она применила прием «парадокса», и на просьбы сына тоже стала реагировать штампом «не хочу, не буду». Сначала сын недоумевал, потом злился, а потом рассмеялся и начал «выходить из оппозиции».
Реакция эмансипации
Если она подкрепляется неправильным стилем воспитания, у более старших подростков может перерасти в реакцию эмансипации. Эта реакция имеет психологический смысл: «Я взрослый». Если родители не изменяют свои родительские установки в соответствии с взрослением ребенка, то эта поведенческая реакция может принимать очень опасные формы: демонстративные уходы, употребление ПАВ (психоактивных веществ — алкоголя, наркотиков), агрессивные выходки. В погоне за «взрослостью», которую не желают замечать и признавать родители, подросток идет по пути смоутверждения, выбирая эксперименты со своим здоровьем, рискованное поведение.
Реакция группирования
Древняя биологическая реакция, которая свойственна даже животному миру. Он ушел из мира детства и потерял привилегии детей, но он не принят в мир взрослых и не приобрел их права. Промежуточность, неопределённость его положения уже сама по себе — сильный провоцирующий фактор. Для того чтобы пережить это трудное время, подростки «сбиваются в стаи», они заменяют «слабое, размытое Я» сильным «Мы». Поэтому они так тянутся к сверстникам, так тяжело переживают одиночество, так нуждаются в эмоциональной поддержке друзей — ведь только равные могут понять равных.
Семейный иммунитет
Чтобы в этих уличных «тусовках» ваш подросток не попал в беду, ему необходимы: семейный иммунитет к социальным вредностям, ориентация на конструктивные ценности и цели, умение противостоять провокациям и психологическому давлению и общение родителей с друзьями своего ребенка. Если вы считаете, что какой-то друг оказывает вредное влияние на вашего сына или дочь, все равно не отказывайте ему от дома, запретами вы ничего не добьётесь, друзья «уйдут в подполье», вы потеряете доверие своего ребенка и, главное, не сможете влиять на ситуацию, она выйдет из-под вашего контроля. Общаясь же с ним, вы сможете «держа руку на пульсе», исподволь, осторожно влиять на мнение своего ребенка.
Наталья Кий,
педагог-психолог, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры возрастной и общей психологии НИУ «БелГУ»