Растим юного оратора

Как научить ребенка правильно рассказывать?

Когда возраст сына стал подбираться к четырем года, я начала немного беспокоиться о его речи. И мое беспокойство было связано даже не с произношением каких-либо звуков, тем более что с ним все было неплохо: после общения с Вадиком логопед вынес вполне удовлетворительное заключение. Сын не умел рассказывать.

На расспросы, как прошел день в детском саду, он отвечал односложно: «Гуляли. Кашу. Да», вследствие чего я понятия не имела, чем он занимается вне дома, составляла впечатления об этом лишь из рассказов воспитательницы или личных наблюдений (пластилин под ногтями — значит, лепили, рубашка в краске — было рисование). Потом проблема приобрела несколько иной характер. Ему хотелось рассказывать, но он никак не мог подружиться со своими мыслями и облечь их в связный рассказ. В итоге получалась какая-то каша из информации, из которой я также не могла ничего понять. С опорой на советы, вычитанные в книгах, а также советы многочисленных бабушек мы всерьез взялись за развитие навыка пересказа, и сейчас четырехлетний Вадик болтает очень связно, почти как взрослый. Мы готовы поделиться с вами своим опытом.

Прислушайтесь к себе

Первое и самое важное: забудьте о словах «кака», «вава», «киса» и так далее. Старайтесь меньше сюсюкать и изъясняйтесь с малышом как со взрослым человеком, избегайте вопросов, на которые можно ответить просто «нет» или «да». Если говорите «нельзя» — обязательно объясните, почему.

Ребенок — это зеркало. Наверняка, вы не только слышали эту фразу, но и успели сами сделать такое наблюдение. А значит, если хотите, чтобы ваш малыш много и связно говорил -говорите сами: рассказывайте, как прошел ваш день, стараясь не упрощать свою речь. Если употребляете непонятные для ребенка слова — объясняйте по ходу рассказа их значение.

Ваша задача — обогатить свою речь сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложноподчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно. К примеру, вместо «Подай мне чашку» нужно сказать: «Принеси, пожалуйста, белую чашку с синей каемочкой, которая стоит на правой нижней полке кухонного шкафчика».

Пересказываем и обсуждаем

Всякий раз, когда вы читаете ребенку книжку, не поленитесь поговорить с ним о действе, которое в ней описано. В паузах спрашивайте, какой герой ему больше нравится, кто в этой сказке хороший, а кто плохой, что бы он изменил в сюжете, обсуждайте смелые поступки: «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?». В конце обязательно попросите его рассказать, о чем была эта сказка, пускай пытается пересказывать. Можно превратить этот процесс в интересную игру: например, пускай малыш представит себя диктором телевидения, а вы усадите перед ним мягкие игрушки — они вместе с вами будут зрителями, или, например, рассказав ребенку на ночь сказку, предложите рассказать ее же мишке, чтоб ему слаще спалось. Дети обычно очень любят примерять на себя роль родителей. А Вадику, как истинному представителю поколения века цифровых технологий, очень нравилось, когда я его пересказы снимала на камеру мобильного телефона.

Обсуждайте с ребенком новые (да и старые тоже) игрушки. Пусть он расскажет о том, какие они, придумает им имена, решит, с кем они будут дружить.

Учимся играя

Дети не любят заниматься или учиться. Дети любят играть. Поэтому все занятия начинайте со слов «а давай поиграем». А сейчас предлагаю несколько игр для развития речи малыша. Они не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Это не только полезно, но и весело и интересно.

Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

Описываем. По очереди с ребенком называйте свойства того или иного предмета.

Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…», «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…»

Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему — существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно на слух запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание: Оля проснулась и… (стала умываться), Коля оделся и… (побежал гулять), он замерз и… (пошел домой), стали они играть… (с зайчиком), зайчик испугался и… (побежал, спрятался).

Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. Пускай ему в этом помогут фотографии, которые вы сделали. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти.

Алина Александрова