Певец меловых круч

К175-летию со дня рождения Юлия Феддерса

Окончание. Начало в № 94 (1481) от 14.12.2013 г.

Наш интерес к творчеству Ю. Феддерса возник с его городского пейзажа — одного из ранних изображений Белгорода в живописи. Это картина «Улица зимой в Белгороде» (1886). Она выставлялась и была сразу же приобретена известным аукционистом Р. Лепке на юбилейной академической выставке в Берлине. В 2011 году эта работа была продана на немецком аукционе как «Улица русской деревни зимой».

Но оказалось, что урбанистические сюжеты в творчестве выдающегося пейзажиста крайне редки. Живя в Белгороде, он представлял Академии художеств на соискание звания академика большие серии видов «Окрестности Белгорода и Харькова» и «Пейзажи Курской губернии».

БЕЛГОРОДСКИЕ ПЕЙЗАЖИ «СЕВЕРНОГО РОМАНТИКА»

По примерному подсчету, в 1877-1886 и 1898-1905 годах Ю. И. Феддерсом было создано около трети из всех известных его картин и этюдов. Первый белгородский период был очень плодотворным. Но из этих работ сохранились немногие. Около 30 из них, включая «крымские» этюды, — в собрании Латвийского национального художественного музея в Риге. А о втором периоде известно меньше: подробные сведения о творчестве академиков перестали включать в годовые отчеты Академии художеств.

Сохранились: «Пейзаж» (1877), «Меловая гора» (1879), «Вид Белгорода» (1880, частная коллекция), «Сельский пейзаж», «Вид близ Святогорского монастыря в Харьковской губернии» (Москва, Третьяковская галерея), «Река Донец у Святых Гор в Харьковской губернии», «Утес над обрывом», «Меловые берега», «У воды (Чертов кут)», последняя, возможно — крымский пейзаж (все — 1880-1881), «Выселок. Сельский пейзаж» (1882), несколько картин или этюдов под названием «Моя дача» (1882, 1887) и «Дом в лесу» (1882) — варианты одного мотива, «Меловые горы» (1881), «Рыбачье гнездо» и «Зима в Белгороде» (1886, местонахождение картины неизвестно), «Монастырская церковь в лесу» (1887), «Вид в Курской губернии» и «Лог» (1890). Отдельно нужно назвать «Портрет Н. А. Меранвиль де Сент-Клер» (1897) и «Портрет И. Ю. Стефановской» (1905). Несколько «южных» картин мастера рубежа веков -это виды Подольской и Екатеринослав-ской губерний.

Сейчас картины Ю. Феддерса особо ценны для истории Белгорода. Чем меньше их осталось, тем они ценнее, ведь на них — город и его окрестности последней трети XIX века, которых иначе не увидеть. Многое и сейчас легко узнать, но многое навсегда утрачено. Так, предположительно картина «Белгородский пейзаж» (1880) изображает паромную переправу через Донец у с. Соломино. А картина «Летний день» (1890), возможно, — окрестности района Сосновка.

Ю. Феддерс сформировался как «северный романтик». Его переезд в Белгород, на юг России, привел к изменению тематики и стилистики его картин и этюдов. «Тщательно и точно он фиксирует реальные особенности пейзажа, его географическую, геологическую, растительную специфику, атмосферу и свет, позволяя полностью проявиться особенностям самой природы. Его пейзаж становится документально объективным и оптимистически спокойным», — отмечает Кристина Огле. Даже ничтожно малая часть сохранившихся пейзажей Феддерса показывает, что в начале 1880-х годов художник был очарован и восхищен сверкающими белизной меловыми берегами и кручами, ведь этого в Латвии и Петербурге он никогда не видел. Конечно же, Феддерс не мог остаться равнодушным к такой красивой природе.

СЮЖЕТЫ МОНАСТЫРСКОГО ЛЕСА

Нам удалось уточнить ряд названий картин, связанных с Белгородом. Например, картина, известная как «Меловые горы» (1881), на самом деле — «Заброшенная известковая печь». Такая картина была представлена Феддерсом на годичной академической выставке Академии художеств в 1883 году. Василий Зуев в своих «Путешественных записках от Санкт-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 гг.» писал, как из мелового камня в Белгороде выжигают известь: «делают печи в самой той горе, где ломают, вырубая стену так, чтобы с трех сторон не нужно было складывать из кирпичей, а четвертую и своды делают кирпичные». Спустя сто лет одну из заброшенных печей такой конструкции и запечатлел Ю. Феддерс.

Любимое место, которому он посвятил несколько полотен — монастырский лог, известный сегодня как Монастырский лес. Картина «Монастырская церковь в лесу» в 1954 году поступила в Музей латышского и русского искусства в Риге как «Домик в лесу».

Феддерс писал это место и церковь не раз. Так, в отчете Академии художеств за 1882-1883 год указана его картина «Монастырь в лесу». В музеях Латвии находятся несколько работ художника, которые с большой вероятностью можно отнести к Белгороду, к Монастырскому логу. Их каталожные названия: «Пруд в Сигулдском замке», ок. 1900, в Тукумском музее, «Монастырская церковь в лесу», 1887, «Лог» («Лог в Курской губернии»), 1890-е гг., «Парк в Сигулде», 1905-1907, — все в Латвийском национальном художественном музее. При внимательном рассмотрении становится понятно, что все они, вероятно, связаны с Белгородом, с Монастырским логом.

Изображения холодной и теплой церкви Рождество-Богородицкого девичьего монастыря в логу — настоящая загадка для историков и краеведов. Эти храмы известны лишь по описаниям архимандрита Анатолия в его очерке по истории монастыря. Автором проекта каменной Корсунской церкви в логу, как писал архимандрит Анатолий, был архитектор курской казенной палаты Павел Грознов. Строилась она с 1829 по 1831 годы, освящена 2 октября 1832 года. Судя по картинам, церковь очень похожа на созданный Грозновым в 1837 году проект теплой церкви для того же девичьего Рождество-Богородицкого монастыря в Белгороде. Напоминает она и здание Знаменской церкви мужского монастыря, которая, судя по всему, построена также по проекту Грознова. Две картины Феддерса — «Монастырская церковь в лесу» и «Пруд в Сигулдском парке» — это единственные известные сегодня изображения холодной церкви в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Корсунской.

И ПОРТРЕТ НА ПАМЯТЬ

Академик Ю. И. Феддерс был и отличным портретистом. Известно, что в 1879 году он написал портреты директора мужской гимназии Н. Ф. Одарченко, попечителя Харьковского учебного округа П. К. Жерве, городского головы Белгорода в 1863 — 1881 годах Николая Павловича Слатина и его жены Е. М. Слатиной.

Парные портреты «Германа, фабриканта» и «его жены», известные только по упоминаниям, по видимости, изображают владельца пивоваренного завода в Белгороде Гардвига Германа с супругой. В собрании Германов в Белгороде был также «Кавказский вид». В 1890 году пивоваренный завод принадлежал Артуру Гардвиговичу Герману. Интересно, что старшая дочь Ю. Феддерса Эльфрида вышла замуж за Артура Германа, и позже с мужем жила вблизи Екатеринослава. Ни один из названных портретов не сохранился.

Портрет дочери Ирмы, в замужестве Стефановской, — один из двух уцелевших женских портретов кисти Юлия Феддерса. Второй — «Портрет Меранвиль де Сент-Клер».

Леонид Александрович Меранвиль де Сент-Клер — первый председатель Белгородского Совета рабочих и солдатских депутатов, одноклассник Георга Феддерса по Белгородской гимназии. Г. Ю. Феддерс писал, что на портрете — Надежда Александровна Меранвиль, и упомянул о двух ветвях этого рода — в Белгороде и Петербурге. Некая Н. А. Меранвиль де Сент-Клер писала и в прессе около 1896 года стихи, посвященные царю. Возможно, это мать или сестра Л. А. Меранвиля?

Но портрет написан и выставлялся в Петербурге в 1897 году. Почему же он не был передан заказчице? Это проясняется, если предположить, что на портрете изображена Ольга Николаевна Лопатина, по мужу Меранвиль де Сент-Клер. Именно в это время ее муж, полковник К. Н. Меранвиль де Сент-Клер, старший адъютант отдельного корпуса жандармов, был судим за злоупотребление служебным положением. Это было громкое дело о миллионном наследстве с участием о. Иоанна Кронштадтского в качестве свидетеля.

Надеемся, что поиски в архивах и библиотеках помогут узнать полное имя этой красавицы, а репродукции картин Юлия Феддерса вскоре увидят и белгородцы.

Благодарим за помощь и материалы историка искусства Эдварду Шмите, Латвийский национальный художественный музей

Юлия Патлань, Александр Лимаров

На иллюстрациях:

Юлий Феддерс. Монастырская церковь в лесу. 1887 г.

Юлий Феддерс. Портрет Ирмы Стефановской. 1905 г. По изданию: Julijs Feders. — Riga: Neputns, 2013.