Истина — в законе

Администрация города продолжает работу с собственниками изымаемого имущества

В прошлом номере газеты мы рассказали читателям о настоящем положении дел с давно длящейся тяжбой жильцов домов № 130/132 по улице Победы, их притязаниях и претензиях к городской администрации. Поскольку земля, на которой расположены эти дома, планируется к изъятию для муниципальных нужд, мы попросили рассказать о существующем порядке изъятия руководителя комитета имущественных и земельных отношений Ирину Полякову.

— Ирина Александровна, на основании каких законодательных документов у граждан может изыматься земля и как эта процедура проводится?

— Статья 49 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность изъятия для муниципальных нужд земельных участков в случаях размещения объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения муниципального значения. Пункт 20 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определяет, что объектами местного значения являются объекты и территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие городских округов. Исходя из вышеуказанных норм действующего законодательства, основными критериями отнесения инженерных сетей и объектов к объектам местного значения являются: 1) необходимость объектов для осуществления органами местного самоуправления вопросов местного значения, 2) влияние данного объекта на социально-экономическое развитие города.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских округов относится организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения.

Прежде всего принимается предварительное решение в виде распоряжения администрации города Белгорода о необходимости изъятия объектов недвижимости для муниципальных нужд. Затем управление архитектуры администрации Белгорода осуществляет выбор земельных участков для строительства, принимает участие в подготовке градостроительной документации, в которой, помимо необходимой архитектурной и строительно-технической информации, должно быть отражено обоснование изъятия тех или иных объектов недвижимости, определено их количество и основные характеристики (вид недвижимости, функциональное назначение, этажность и т. д.). Этот орган также осуществляет согласование размещения объекта с соответствующими уполномоченными исполнительными органами государственной власти и муниципальными организациями в случаях, предусмотренных федеральными законами, изучает полученные заключения и согласования и оформляет акт о выборе земельного участка для строительства объекта, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

— Как и кто информирует собственников земельных участков об их изъятии?

— Руководствуясь статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, одновременно с выбором земельных участков орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия земли для муниципальных нужд, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка под строительство объекта.

В случае, когда в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.

Кроме того, администрацией города осуществляется сбор информации о земельных участках и расположенных на них зданиях, строениях и сооружениях, подлежащих изъятию, проводит оценку их рыночной стоимости, а также стоимости расположенных на них зданий, строений, сооружений и жилых помещений, рассчитывает убытки собственников, пользователей, владельцев и арендаторов земельных участков и расположенных на них зданий, строений, сооружений и жилых помещений, производит расчет выкупной цены, подлежащей выплате в связи с осуществлением процедуры изъятия.

— Что происходит после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка?

— Следующий этап — это принятие органом местного самоуправления правового акта об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, к которому прилагается утвержденный проект границ земельного участка (земельных участков), а также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков и иных потерь.

Данный проект должен содержать в себе площадь, кадастровый номер и месторасположение земельного участка, подлежащего изъятию, сведения о его правообладателях и их правах, форму изъятия земельного участка, основные условия изъятия, включая возмещение убытков, связанных с изъятием земель.

Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд орган местного самоуправления публикует в средствах массовой информации, осуществляет его государственную регистрацию и уведомляет заинтересованных лиц. На основании правового акта об изъятии земельного участка орган местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет процедуру изъятия расположенных на нем зданий, строений, сооружений и жилых помещений.

— Какими нормативными документами закрепляется переход права собственности?



— При согласовании изъятия с правообладателями изымаемого имущества, орган местного самоуправления заключает с ними соответствующий договор. Переход права на земельный участок и расположенные на нем здания, строения, сооружения и жилые помещения подлежит государственной регистрации.

— Если собственник не согласен с изъятием?

— В случае несогласия правообладателей с проводимой процедурой изъятия, орган местного самоуправления в силу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, по истечении года с момента уведомления, обращается в суд с иском о принудительном выкупе изымаемого для муниципальных нужд имущества. В таком случае возможно принятие решения судом о выплате выкупной стоимости собственникам изымаемого имущества, либо заключение мирового соглашения, по условиям которого собственникам взамен изымаемого имущества предоставляются жилые помещения.

По окончании процедуры изъятия имущества для муниципальных нужд, распоряжение изъятыми земельными участками и расположенными на них зданиями, строениями и сооружениями осуществляется администрацией города Белгорода в установленном действующим законодательством порядке.

Беседовала Елена Володина