Закон не сможет защитить вас от «троянских коней» маркетинга
В Роспотребнадзор поступают обращения с жалобами на действия организаторов всевозможных маркетинговых акций.
Их цель — привлечение как можно большего количества участников. А в качестве приманки используется такой ход, как объявление потенциального участника акции «победителем», которому может достаться «денежный приз» от 1 до 2 млн. рублей. Однако на практике обещанные денежные вознаграждения не выплачиваются, а заменяются, как правило, на очередные предложения приобрести те или иные товары, распространяемые посредством почтовой связи. Это не что иное, как умышленное введение граждан в заблуждение. Делается это для того, чтобы вовлечь их в долгосрочные правоотношения с продавцом, реализующим товары дистанционным способом, когда покупатель знакомится с описанием товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, буклетах или представленным на фото, что исключает возможность непосредственно ознакомиться с товаром или образцом при заключении договора купли-продажи.
В этой связи Роспотребнадзор считает необходимым довести до сведения граждан, которые планируют или продолжают принимать участие в таких акциях в надежде получить обещанные деньги, следующую информацию.
Отношения, связанные с выплатой «обещанных денежных выигрышей», не могут быть разрешены в рамках потребительского законодательства, поскольку закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
А выигранные денежные премии не являются товаром. В контексте правоотношений, регулируемых потребительским законодательством, согласно статям 129 и 455 Гражданского кодекса Российской Федерации и закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» товаром считается любая вещь, не изъятая из оборота, реализуемая по договору купли-продажи.
И еще один важный момент. Согласно статьям 1062, 1063 главы 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр, пари или с участием в них, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в них под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари.
Подготовила Анна Барабанова