Быть первоклассником — сложная роль

Школа для первоклассника — это новый мир с обязанностями и условиями, которые нужно выполнять изо дня в день.

Янина Арсеньева, Белгород:

«Мой сын пошел в первый класс, у нас большие проблемы — неусидчивый, невнимательный, ведет себя как детсадовец. Многие мои знакомые родители первоклашек столкнулись с такой же проблемой. И учительница хорошая, а не получается адаптироваться к школе».

— Уважаемая Янина и все мамы, чьи дети пошли или собираются пойти в первый класс, вам важно понять, что школа для первоклассников — это многообразие человеческих связей и опыт построения новых отношений — с учителем, одноклассниками и другими учениками. Что можно сделать родителям, чтобы помочь ребёнку как можно быстрее привыкнуть к роли ученика? Есть определённая мифология, которая создана взрослыми и, как ни странно, работает против ребёнка.

Миф первый: ребёнок, который пошёл в школу, стал взрослым.

Неужели? Ведь ещё три месяца назад он посещал детский сад, а теперь превратился во взрослого, ответственного человека? Конечно, это не так. Относительно самостоятельным он станет в 10-11 лет. Но уже сейчас у него появляется ряд обязанностей. При этом далеко не каждый даже очень умный ребёнок, хорошо подготовленный к школе, готов совершать волевые усилия и работать на уроках: несколько часов сидеть на одном месте, внимательно слушать, сосредоточив все свои интеллектуальные функции — память, мышление, речь…

«Это такое замечательное место, тебе там будет интересно. Это большой праздник! Ты пойдёшь в первый класс…» — это говорят мамы и папы новоиспечённым ученикам. Но взрослые-то понимают, что после 1 сентября праздник закончится и последующие дни, недели, месяцы и годы, за исключением каникул, ребенок будет ходить в школу почти так же, как взрослые на работу и нести за результаты своего труда довольно серьёзную ответственность. Поэтому постарайтесь хотя бы дома создать такую обстановку, в которой он сможет расслабиться и отвлечься от учебных забот. Налаженный режим жизни и привычная обстановка помогут адаптироваться быстрее. Встречайте ребенка, когда он приходит из школы, проводите хотя бы немного времени с ним после его учебных занятий. Это лучше, чем если он вернётся в пустую, безжизненную квартиру и пообедает в одиночестве. Можно немного подсластить горькую «пилюлю» ответственности и поощрить ребенка небольшим сюрпризом, подарком не только 1 сентября, но и по итогам первой недели или первого месяца пребывания в школе. Группа продленного дня, «продлёнка» — это ещё несколько часов в учебном классе, в помещении с учениками и преподавателями, определенные дисциплинарные требования, невозможность переодеться в домашнюю одежду и отдохнуть. Словом, в первые полгода от неё лучше отказаться. Но, увы, для тех, кто не может выполнить предлагаемые выше рекомендации, «продленка» — это единственный выход.

Миф второй: учительница — вторая мама.

В норме отношения между матерью и ребёнком — теплые, эмоционально насыщенные, наполненные диалогами, которые совсем необязательно должны быть связаны с успеваемостью. А многодетная семья, в которой 25-30 детей одного возраста, никому и в страшном сне не приснится. Если дети будут думать, что учитель для них — близкий родственник, будет прощать все шалости, играть с ними, спокойно реагировать на безответственное отношение к занятиям, то столкнувшись со строгим к себе отношением, будут обижены и разочарованы. Детские ожидания будут обмануты, а это негативно скажется на восприятии школы вообще. Поэтому взаимоотношения «учитель-ученик» должны быть спокойными, ровными и даже тёплыми, но дистанцированными. Если же преподаватель будет слишком эмоционально относиться к своим подопечным, то кому-то этой любви хватит с избытком, а кому-то не достанется. И тогда в классе появятся любимчики, предпочитаемые, избегаемые и отверженные, а это неправильно. Исключение — неблагополучные дети, о которых не заботятся в семье. Им нужна учительница — заботливая мама. В таких классах работают особые специалисты, которые стараются заботиться обо всех своих учениках и наладить с ребятами душевные, доверительные отношения с первого класса. Как объяснить первоклашке, кем для него станет учитель? Можно сказать так: «Теперь, когда ты повзрослел(а), в твоей жизни появляется новый важный человек — это твоя учительница! Она научит тебя интересным вещам — математике, русскому языку, чтению. Ты будешь её слушаться не потому, что ты маленький(ая), а потому, что стал(а) взрослее и понимаешь, что других людей надо уважать».

А что касается семейных, родительско-детских отношений, то их нужно полностью сохранить, чтобы мама или папа не превращались в строгого учителя-надсмотрщика. То есть мама не должна быть «дублёршей» учительницы, как и наоборот, учительница не должна выполнять функцию матери. Если ребенка наказали или от ребёнка что-то требуют, и требование ему не нравится, не нужно говорить, что он — плохой. Лучше сказать, что-то вроде: «Наказали тебя по делу, что ж теперь поделаешь, будем страдать вместе». Ведь он всё тот же ребенок, который пока ещё просто не справляется с той тяжёлой ролью, которая ему предписана социумом. Если говорить об успеваемости, то тут большинство неопытных родителей склонны впадать в крайности. Не всё у ребёнка получается сразу, но это нормально. Узнайте, какие задания вызывают у него наибольшие трудности, и постарайтесь их выполнить вместе. Если малыш неусидчивый, значит, он всё время будет навлекать на себя замечания и наказания. Дело в том, что волевая сфера человека формируется в возрасте 2,5-5 лет, окончательно к 7 годам. Тот ребенок, у кого воля не сформировалась или сформировалась с нарушениями, не может сосредоточиться на чём-либо больше 5 минут. Такие школьники часто отвлекаются. Например, приносят в школу игрушки и играют под партами. В таком случае нужен индивидуальный контроль. Если учитель не справляется с вашим первоклашкой, приведите ребёнка к психологу. Специалист даст рекомендации, и дальше родители смогут заниматься с ним сами, чтобы помочь младшему школьнику сформировать волевую сферу, хотя бы и с некоторым опозданием.

А вот чтобы узнать, какая обстановка складывается в школьном коллективе, не нужно пытать его вопросами: «Кто с тобой учится? Хорошие ли они ребята? Из какой семьи твой друг?». В первые месяцы учёбы он в лучшем случае запомнил имена лишь нескольких одноклассников. Нужно задать эти вопросы учителю и познакомиться с другими родителями, обменяться телефонами с мамой соседа по парте. То есть в этих вопросах родители должны сами проявить активность. Это поможет им уберечь чадо от возможных неприятностей, а себя — от лишних переживаний.

Наталья Кий,

педагог-психолог, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры возрастной и социальной психологии НИУ БелГУ