В БГАДТ им. М. С. Щепкина состоялась премьера спектакля «Как боги»
Они как Боги. Но как боги не потому, что могущественны (какое уж могущество, они даже с собственными жизнями разобраться не могут!) или всепрощающи. А потому что корыстны, завистливы, мстительны. Они — вместилище всего того плохого, что было свойственно греческим богам, героям любимой книги Бударина (в постановке его играет Дмитрий Гарнов), главного виновника смуты в семье Гаврюшиных…
Декорации в китайском стиле: белоснежные стены и мебель, исписанные иероглифами, китайские картины, причудливые сосуды (позже выяснится, что это жертвенники эпохи Троецарствия, они — тоже полноценные герои постановки). И вначале как-то даже нелепо во всем этом великолепии востока смотрится московская семья, вокруг которой и происходит действие пьесы.
Любитель Китая — бывший дипломат, а ныне — переводчик стихов и пьяница Гаврюшин в исполнении Виталия Бгавина. «Для дипломата алкоголь — часть профессии», — уверен он, и ни одного мгновения в постановке он не будет трезвым. Виртуозная игра одного из лучших актеров нашего театра, искрометный юмор персонажа, делают Гаврюшина, пожалуй, самым приятным героем. При всем этом образ его весьма трагичен: в беспробудном пьянстве он топит неудавшуюся карьеру и не самую счастливую семейную жизнь.
Его жена — Вера Гаврюшина (Надежда Пахоменко) — женщина интеллигентная, умная, красивая. В нее, помимо мужа, влюблены еще двое персонажей: бизнесмен Непочатый (Игорь Нарожный) и самородок из Сибири, которого бизнесмен намерен сделать своей «левой рукой», Бударин. В Бударина, в свою очередь, влюблена дочь Гаврюшиных Алёна (Дарья Ковалевская). Мать становится соперницей собственной дочери. Этот спектакль — про любовь и предательство, про зависть и ложь, про проблемы отцов и детей, про ответственность за поступки.
«Как боги» — в первую очередь трагедия. Об этом говорит и глубокая несчастность каждого персонажа в отдельности, и жесткая (пожалуй, даже слишком) развязка. Но при этом пьеса до краев наполнена юмором. Заставят улыбнуться зрителя и шутки любителя китайщины Леонида Гаврюшина, и его бывшей жены Алевтины Мак-Кенди (ее играет Эвелина Ткачева), которая после Гаврюшина побывала замужем бесчисленное количество раз, и их сына Максима, бизнесмена-неудачника, который то, открыв салон для кошек «Чик-Чик», лишает домашних любимцев десятки богатых москвичей, то заражает в своем ресторане синегнойной палочкой иностранную делегацию.
Максима играет новичок белгородской труппы красноярец Николай Ильдиряков. Дебютная роль у Николая удалась. Чудаковатый и нервный мажор стал яркой ноткой юмористической части постановки. Дарья Ковалевская, которая тоже начала свой путь в нашем театре лишь в 2013 году, также смотрелась неплохо. Несколько излишне громкая вначале, она полностью раскрылась в сцене истерики, вызванной неразделенной любовью.
Временами возникало ощущение некоторой гипертро-фированности пороков персонажей: слишком пьяный Гаврюшин, слишком распущенная его дочь Алёна (коллекционирование, так она называла свою склонность приводить домой парней, непременно каждый раз разных), слишком терпеливая Вера, слишком неотесанный Бударин (таковым он был вначале, метаморфозы этого героя — это вообще отдельная тема), слишком дерганный мажор-неудачник. От этого им не сопереживаешь (зачем им сопереживать, они же ненастоящие?), но все равно безотрывно следишь, потому что происходящее на сцене действо не отпускает ни на минутку. Хеппи-энда не будет. Но, пожалуй, так и должно быть в мире пороков.
Спектакль поставлен по пьесе Юрия Полякова, драматурга, с которым наш театр работает не впервые: его «Одноклассники», премьера которых состоялась в сентябре прошлого года, уже посмотрели и высоко оценили многие театралы.
— Зритель имеет большую потребность в постановках, показывающих сегодняшнюю действительность. Хорошие современные пьесы — это большая редкость. Благодаря Юрию Полякову мы имеем в своем репертуаре как минимум две, — говорит художественный руководитель БГАДТ им. М. С. Щепкина Виталий Слободчук.
Юрий Поляков лично присутствовал на премьере спектакля, состоявшейся 1 декабря, и достаточно высоко оценил работу белгородской труппы и режиссера Игоря Ткачева.