Константин Райкин: «Моя жизнь — это моя пьеса»

Народный артист России рассказал о душе, театре и провинциальном зрителе

«Многие меня видели только в кино, большинство меня вообще знают только как сына Райкина, а на самом деле я театральный артист», — говорит о себе Константин Райкин. Художественный руководитель российского государственного театра «Сатирикон», режиссер, народный артист России, талантливый и искренний, привез к нам в Белгород «Самое любимое» — так назывался спектакль-встреча, прошедший на прошлой неделе в ЦМИ. Стихи, пародии, воспоминания — то, что близко. За несколько часов до спектакля он дал нам интервью.

— Константин Аркадьевич, это Ваш первый визит в Белгород?

— К моему стыду, я должен сказать, что не помню. За жизнь я повидал огромное количество городов России и бывшего Союза, поэтому просто в них потерялся. Но, если я и был у вас, скорее всего это было уже очень давно. О своих впечатлениях пока ничего сказать не могу: они создадутся только после спектакля. У меня нет выходных, наверное, на протяжении лет 25, осматривать города у меня просто нет времени. И каждый город я узнаю только по зрителям.

— Вы ездите в маленькие города, потому что Вам интересна публика?

— Я бы не сказал, что Белгород — маленький город. Да, он не столичный, тем не менее, и населения у вас достаточно много и, в общем-то, то, что я увидел, пока ехал в гостиницу, мне понравилось. В вашем городе есть театр, а это имеет большое значение, я заранее знаю, что у вас хорошая публика. Впрочем, я всегда могу по публике определить, есть ли в городе театр. И, знаете, чем дальше от столицы, тем больше успех. Публика у вас не избалованная, люди по чему-то душевному немного соскучились что ли.

— Это правда, что Вы не собирались стать продолжателем театральной династии, а мечтали стать биологом? Почему? Вы просто не хотели идти по стопам знаменитого отца, а найти свой собственный?

— Так и было. Я не хотел, боялся, что это все по инерции, у меня все артисты в семье были, поэтому я долгое время колебался, ну а в итоге понял, что все равно лучше, чем то, что я делаю на сцене, я ничего делать не сумею. Хотя я успел попробовать себя в нескольких других направлениях.

— Широкую известность Вы получили благодаря ролям в кинематографе, тем не менее, в качестве основного творческого пути выбрали театр. Почему?

— Потому что широкая известность — это ерунда! Слава не может быть серьезной целью для взрослого мужчины. Впрочем, это даже не я сказал, до меня это говорило огромное количество умных и даже великих людей. Если ты занимаешься искусством, то есть какие-то высоты, есть какие-то глубины и тайны человеческого духа, человеческой психологии, вообще тайны жизни, которые ты через свою профессию пытаешься раскрыть. К славе это не имеет никакого отношения.

— Вы же не только артист и режиссер, но и преподаватель?

— Да, я художественный руководитель Высшей школы сценических искусств, которую еще называют театральной школой Константина Райкина. Радуют вас будущие актеры? Эта школа открылась в сентябре этого года. Здание строилось по специальному проекту, изначально как театральный институт. Нужно сказать, за последние лет сто ни разу в России такого не было: высшие театральные заведения обычно располагают в особняках, домах, изначально для учебных заведений не предназначенных. Конкурс был сумасшедший — более двухсот человек на место. Это было неожиданно. Потому что место новое, не имеющее громкого имени, как, скажем, ГИТИС или МХАТ. Но, видимо, и фамилия, и «Сатирикон», которым я руковожу, сыграли свою роль.

— Многие из Ваших коллег подались в политику, Вы же держитесь от этого в стороне. Никогда не было желания попытаться повлиять на судьбу страны?

— Нет, политика мне не интересна. Единственное что — мне кажется, очень опрометчиво обращать так мало внимания на культуру и образование. А это имеет место быть. Сейчас во главу угла ставится экономика, тяжелая промышленность. Самая большая опасность для России приходит со стороны выпрямленных мозгов и пустых душ. Потому что тяжелую промышленность, экономику, энергетику отдавать в руки пустым и бедным духовно людям -это даже опасно. Я считаю, образование и наука, то есть головы и души — это самое важное и одновременно самое опасное. И первое, чем стоит заниматься — наполнением душ и голов, не щадя сил и средств.

— Многие Ваши высказывания уже растащили на цитаты, ими пестрит Рунет. Вот одна из них: «Чем старше ты становишься, тем сложнее найти своих. Круг сужается». А кто входит в Ваш круг?

— Знаете, у меня нет друзей. Я без этого обхожусь. Есть знакомые, близкие, товарищи. Друзей нет. Но я от этого не страдаю. Есть круг людей, которым я доверяю, мнение которых для меня важно. В мой круг входят коллеги по сцене, по театру, по преподаванию, моя семья. Кроме того, в круг людей с которыми мне интересно, я отнес бы и моих зрителей. Вы знаете, что в театр, по статистике, ходят 8-10 процентов населения любого города в мире? Зрители — это абсолютное меньшинство населения города. Лучшая его часть. Ведь сам факт прихода в театр — это свидетельство каких-то духовных потребностей, тонкости души. Когда спектакль идет хорошо, я вижу людей в зале, вижу, как у них меняются лица, выйдя из театра они, возможно, вернутся к какому-то среднехамскому состоянию, но пока идет спектакль, они приближаются к детству, к чему-то божественному, их покидает все напускное. Видеть в их лицах отклик — это очень сильное и очень важное ощущение.

— Вы счастливый человек?

— Да. Тут даже нечего добавить.

— Вы ничего бы не хотели изменить в своей жизни, если бы была возможность?

— Не то, чтоб я на сто процентов был доволен всем, что было в моей жизни. Просто моя жизнь — это моя пьеса, которую я играю. Она, конечно, не гладкая, но мне дорога в ней каждая морщинка. Все наши недостатки и промашки они дают нам какую-то науку: мы о чем-то жалеем и потом исправляемся. Я занимаюсь любимым делом — и это самое главное, а какой-то косметикой заниматься? Зачем? Стать опять молодым? Не хочу! Потому что когда я был молодым, я ничего не умел. И ужасно от этого страдал. С учетом моей фамилии, у меня всегда была очень высокая планка. Меня всегда сравнивали с папой, а мы с ним совсем разной породы. Он такой герой, а я такой… НЕ герой. Еще и к тому же ничего не умеющий. Но я был очень упорный и много учился. И я стал уметь многое. В общем, вернуть волосы, но обрести неумение — нет, спасибо!

— Вы уже всем все доказали?

— Все меня не интересуют. Меня интересую только я сам. У меня большие планы на жизнь и большие творческие перспективы.

— В Белгород Вы привезли самое любимое. Что это?

— Наверное, это не опишешь словами. Горьковский Лука говорил: «В любимом вся душа». Вот я и стараюсь в своей программе показать разные стороны своей души.

— Что бы Вы в преддверии Нового года сказали нашим читателям?

— Что вам сказать про Новый год? Вы его ждите! Ожидайте, потирайте руки, верьте в чудеса, потому что ожидание праздника оно острее самого праздника. И, даже если год для вас будет сложным, будьте счастливы. В жизни полно поводов для счастья. Есть любимые глаза, любимые лица людей, которые нас понимают. Утром встает солнце, ночью светят звезды — видьте в этом счастье, и вся жизнь будет счастливой!