Их было одиннадцать

Имена белгородских губернаторов, в течение полувека творивших историю нашей малой родины, навечно вписаны в летопись великой России

В прошлом номере газеты мы рассказали о полувековой истории существования Белгородской губернии. Сегодня же хочется поведать читателям о тех, кто стоял в это время у кормила власти. Сотрудникам Белгородского государственного историко-краеведческого музея удалось документально подтвердить, что на протяжении 52 лет руководили губернией 11 человек. Вспомним всех поименно.

Первый и достойный

Первым губернатором стал князь Юрий Юрьевич Трубецкой — представитель старинного рода, ведущего свое начало от внука Гедемина — князя Дмитрия Ольгердовича Брянского, Черниговского и Трубчевского. В молодости был ком­натным стольником царевичей Федора Алексеевича и Петра Алексеевича. Петр I высоко ценил Ю.Ю. Трубецкого и до­верял ему ответственные поручения. При Екатерине I он был произведен в генерал-поручики, а 28 февра­ля 1727 года назначен губернатором Белгородской губернии. В этой должности он пробыл три года. 4 марта 1730 года императрица Анна Иоанновна подписала манифест об уничтожении Верховного Тайного Совета и Высочайшего Сената и о восстановлении Правительствующего Сената «с назначением к присутствию в оном» Юрия Юрьевича Тубецкого. За три года князь оставил о себе хорошую память и заслужил уважение белгородцев. Благо­дарные потомки его именем назвали одну из улиц областного центра и воздвигли па­мятник первому белгородскому губернато­ру на бульваре Народном.

Губернатор-вольнодумец

Князя Ю.Ю. Трубецкого на посту губернатора Белгородской губернии сменил Иван Иванович Бибиков, начинав­ший государеву службу с Преображенского полка. Занимал он и различные прокурорские должности, дослужившись до обер-прокурора Сената. Неоднократно Петр I поручал Бибикову ответственные и важные задания, с которыми Иван Иванович справлялся довольно успешно. В 1727 г. по личному указанию Екатерины I он был назначен президентом вновь учрежденной Ревизион-коллегии.

После смерти императрицы принимал участие в дворянском движении против «верховников». 31 января 1731 года указом Анны Иоанновны возглавил Белгородскую губернию. Но уже через полтора года новым указом этой императрицы был командирован в Персию, в качестве помощника генерал-лейтенанта Лефорта.

Самые неизученные

Летом 1732 года белгородским губернатором был назначен генерал- майор Иван Васильевич Стрекалов. В этой должности он прослужил, как и пре­дыдущий, менее двух лет. В 1734 году Иван Васильевич скончался в губернской столице. Согласно резолюции Анны Иоанновны губернатором в Белгородскую губернию был назначен бригадир Иван Греков. Увы, больше об этом человеке ничего не известно. Даже его отчество.

В марте 1740 г. императрица Анна Иоанновна производит большие должностные перемещения. Она отправляет в отставку бригадира Ивана Грекова и назначает вице-губернатором в Белгородскую губернию князя Данилу Андреевича Друцкого. И опять не полных два года руководил губернией полковник Данила Друцкой. Уже в феврале 1742 г. он был назначен Нижегородским губернатором.

А в Белгородской губернии указом императрицы Елизаветы Петровны губернатором назначается Петр Михайлович Салтыков. На этом посту он находился дольше всех — около 20 лет. К этому времени вскрылись серьезные нарушения в его деятельности. Елизавета Петровна повелела произвести «строжайшее расследование о противозаконных поступках губернатора Белгородского Салтыкова». Следствие длилось около полутора лет. 27 декабря 1761 г. указом императрицы оно было прекращено, а сам П.М. Салтыков был вызван в Санкт-Петербург, где его и отстранили от управления Белгородской губернией. Прошлые заслуги самого П.М. Салтыкова помогли ему избежать серьезного наказания за свои злоупотребления.

Губернатор-взяточник

А в Белгородской губернии обязанности губернатора стал исполнять Григорий Иванович Шаховский — сын князя Ивана Перфильевича Шаховского и княгини Татьяны Федоровны Юсуповой — отставной военный, находившийся до назначения на дипломатической службе.

В 1761 году при активном участии Григория Ивановича в Белгороде была построена Тихвинская (Георгиевская) церковь, обязательными прихожанами которой были чиновники губернской администрации.

Однако после вступления на престол Екатерины II Г.И. Шаховский оказался замешанным в деле о взятках, связанных с винокурением в Белгородской губернии. В 1764 году он был отстранен от управления губернией и сослан на четыре года в деревню. Кроме того, было приказано не определять его впредь ни к каким делам, запретить ездить ко Двору и не въезжать в Белгородскую губернию, а также с него был взыскан штраф в размере, в два раза превышающем полученную им сумму взяток — 2630 рублей, которые импера­трица повелела отправить в Московский сиротский дом.

Запомнились пожаром

После отстранения от дел князя Г.И. Ша­ховского, к исполнению обязанностей губернатора Белгородской губернии приступил Василий Васильевич На­рышкин. Его правление запомнилось лишь большим пожаром, который случился в Белгороде. Об этом В.В. Нарышкин докладывал в своем рапорте 20 апреля 1766 года «…10 и 11 апреля имелись в Белгороде два пожара. Сгорело: 3 церкви, магистрат, кружечный двор, 4 питейных дома, 393 двора, лавок 149, амбаров и лавок соляных 8, харчевен 6, богаделен 6, караулен 7».

Генерал Андрей Матвеевич Фливерк находился в должности губернатора Белгородской губернии на протяжении 5 лет, с 1766 по 1771 годы. При нем прини­мались меры по восстановлению губерн­ского города после пожара.

На этом посту его сменил генерал- поручик Иван Кириллович Давыдов. Белгородской губернией он управлял 4 года.

В списке — одиннадцатый

Сменил Давыдова одиннадцатый по счету губернатор Белгородской губер­нии Петр Семенович Свистунов — сын лейтенанта флота. Он сам учился в сухо­путном Шляхетном кадетском корпусе, после окончания которого увлекся лите­ратурной деятельностью: перевел на рус­ский язык некоторые произведения вид­ных европейских философов и мыслителей своего времени. Свистунов и сам являлся автором многих элегий, песен, трагедий и комедий. При этом он продолжал и свою служебную карьеру. В 1771 году был назна­чен присутствующим в Государственной военной коллегии, в 1774 году состоял в Комиссии по расчету претензий с Прусскою Камерою, в 1775 году указом Екатерины II был назначен губернатором Белгородской губернии.

По воспоминаниям современников, последний белгородский губернатор отличался независимостью взглядов. Учёный-естествоиспытатель и путешест­венник В. Ф. Зуев в своих записках от­мечал, что Свистунов был знатоком Белгородского и Курского края. Он также интересовался семейной историей, собирал для неё материалы и думал со временем их обработать. О его личной жизни известно только то, что он был женат на Александре Егоровне Неплюевой, имел несколько детей и внуков. Умер в 1808 году.

В 1779 году, после расформирования Белгородской губернии, его определили правителем Курского наместничества.

Новое деление территорий

В ноябре 1775 года был опубликован законодательный акт «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», согласно которому вводилось новое двухуровневое деление территории страны на губернии и уезды. Провинции, как промежуточное звено между ними, упразднялись. Старые обширные губернии и уезды подлежали разукрупнению. Высший губернский надзор по положению 1775 года вручался генерал-губернаторам или наместникам. Их власти подчинялись сразу по две-три губернии. Сами же генерал-губернаторы подлежали «непо­средственному наблюдению импера­торского величества и Сената».

Ася Настина

Exit mobile version