Управдом ЖКХ: доверяй, но проверяй

Контролировать работу ЖКХ с недавних пор должны не только чиновники, но и общественность. Был бы результат!

Доверие, как нервные клетки, — практически не восстанавливается. Взаимоотношения, сложившиеся по ходу жизни между собствен­никами квартир и управляющими компания­ми, доверительными не назовешь. Хозяева считают, что при таких платежах за жилищ­ но-коммунальные услуги они могут рассчи­тывать значительно на большее. В свою очередь работники коммунальной сферы ут­верждают, что за такую зарплату делают все и даже больше. Арбитром в этом затянувшемся споре должно выступить государство.

Для оказания содействия уполномоченным органам в контро­ле выполнения организациями коммунального комплекса своих обязательств была создана сеть общественных организаций (см. Указ Президента РФ №600 от 07.05.2012 г.). О том, что уже сде­лано на этом поприще и как соотечественникам начать жить не хуже, чем за рубежом, мы попросили рассказать председателя общественного совета по проблемам ЖКХ при департаменте строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, коорди­натора регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Владимира Коваля.



— Владимир Николаевич, в настоящее время существует множество государственных органов, под чьим неусыпным надзором находится сфера ЖКХ. Но, как говорится, у семи нянек дитя без глазу. Что под силу общественному контролю, который, по сути, не имеет никаких властных полномочий?

— Задача регионального обще­ственного совета — выработка путей решения проблем ЖКХ на основе экспертной оценки ситуации. Региональный Центр общественно­го контроля в сфере ЖКХ тесно взаимодействует с управлением Роспотребнадзора по Белгород­ской области, Государственной жи­лищной инспекцией, управлением ФАС, отделом контроля соблюде­ния прав потребителей ЖКУ при администрации Белгорода и т.д. Обращения граждан, поступающие в его адрес, направляются соответ­ствующим структурам для принятия должных мер реагирования.



— Какие коммунальные про­блемы в настоящее время вызы­вают у белгородцев наибольшее количество нареканий?

— Сотрудниками Центра недавно были проанализированы обращения граждан, направленных в Го­сударственную жилищную инспек­цию, областное управление ЖКХ, Роспотребнадзор, отдел контроля соблюдения прав потребителей ЖКУ при администрации Белгоро­да, а также в мэрии крупнейших го­родов региона.

Надо отметить, что число об­ращений граждан во властные структуры имеет положительную динамику. Объясняется это как дальнейшим старением жилого фонда, так и повышением требо­ваний белгородцев к качеству жи­лищно-коммунальных услуг. При этом среди собственников квартир в многоэтажках бытуют иждивенче­ские настроения в отношении мест общего пользования.

Центром установлены десять основных причин низкого качества жилищно-комму­нальных услуг. Наиболее значимы среди них, по нашему мнению, следующие:

— непринятие надлежащих мер по защите имущественных интере­сов жителей многоэтажек,

— высокая степень износа наруж­ных и внутренних инженерных сетей, а также строительных кон­струкций,

— сложность процедуры тарифи­кации жилищных услуг и низкая их рентабельность,

— труднореализуемые способы управления многоквартирными домами и, как следствие, слабый контроль деятельности управля­ющих компаний,

— кадровые проблемы в жилищ­ных организациях из-за низкого уровня оплаты сотрудников.

Этот анализ позволил устано­вить шкалу приоритетов, сформи­ровать план работы Центра и на­чать разработку предложений для властных структур, которые призва­ны решить насущные проблемы в сфере ЖКХ.

— Владимир Николаевич, рас­скажите, пожалуйста, о тех кон­кретных делах, которые уже на счету Центра общественного кон­троля в сфере ЖКХ?

— По поручению губернатора Евге­ния Савченко мы активно участвуем в разработке «дорожной карты» по­вышения качества жилищно-комму­нальных услуг, которую планируется апробировать в Белгороде. Центром подготовлены предложения о внесе­нии изменений в федеральный за­кон «Об отходах производства и по­требления», нашедшие понимание и поддержку у депутатов Государ­ственной Думы от региона. Кроме того, нами разработана и направ­лена в правительство области кон­цепция реформирования системы обращения с ТБО на Белгородчине. Центр внес на рассмотрение област­ного правительства проект по вне­дрению поквартирного учета тепла. Центр проанализировал организа­ционно — правовые моменты запуска адресной программы капитального ремонта общего имущества в много­квартирных домах. Проблемам ЖКХ были посвящены выступления пред­ставителей Центра в СМИ.

В областную прокуратуру было направлено обращение по факту выпуска двух квитанций за одни и те одном из микрорайонов областно­го центра в качестве организацион­но-правовой формы управляющей организации была использова­на автономная некоммерческая организация. В настоящее вре­мя АНО «ЖКХ» обслуживает 53 многоэтажки. Примечательно, что белгородским опытом заинтересо­вались в Новосибирском академ­городке, решив использовать его для реформирования управления своим жилым фондом.

— Как Вы оцениваете состояние жилищно-коммунального хозяйства Белгорода?

— О нем свидетельствует индекс надежности систем жизнеобеспечения — 0,982. Этот показатель определяется отношением пери­ода, когда отсутствует какое-либо коммунальное благо (например, нет электричества, водоснабже­ния или отопления, не работает лифт и т.д.), к количеству дней в году. Таким образом, ежегодно около пяти суток среднестатисти­ческий горожанин пока испытыва­ет неудобства. Поставив цель сде­лать Белгород городом удобным для жизни, упомянутый индекс предстоит неуклонно повышать.

К слову, мэрией областного центра в 2008 году принята долго­срочная программа в сфере ЖКХ. Недавно она была пролонгирова­на. Подобная стратегия, увы, пока отсутствует на региональном и федеральном уровнях.

— Владимир Николаевич, что необходимо сделать, на Ваш взгляд, для усиления роли об­щественного контроля в сфере ЖКХ?

— Следует сместить акцент с фиксирования частных сбоев системы (хотя это, безусловно, важно) на причины и условия, их порождающие. Необходимо орга­низовать скрупулезный сбор ин­формации об обращениях граждан во все контролирующие ЖКХ ин­станции, что в настоящее время не осуществляется. Если эту функцию возьмет на себя Центр, то в резуль­тате будет получен максимальный социальный эффект.

Наряду с этим общественный контроль должен сосредоточить усилия на решении межведом­ственных проблем. Он должен стать своеобразным экспертным сообществом, к мнению которого прислушиваются губернатор, мэр, начальник департамента ЖКХ и руководители управляющих ком­паний.