Контролировать работу ЖКХ с недавних пор должны не только чиновники, но и общественность. Был бы результат!
Доверие, как нервные клетки, — практически не восстанавливается. Взаимоотношения, сложившиеся по ходу жизни между собственниками квартир и управляющими компаниями, доверительными не назовешь. Хозяева считают, что при таких платежах за жилищ но-коммунальные услуги они могут рассчитывать значительно на большее. В свою очередь работники коммунальной сферы утверждают, что за такую зарплату делают все и даже больше. Арбитром в этом затянувшемся споре должно выступить государство.
Для оказания содействия уполномоченным органам в контроле выполнения организациями коммунального комплекса своих обязательств была создана сеть общественных организаций (см. Указ Президента РФ №600 от 07.05.2012 г.). О том, что уже сделано на этом поприще и как соотечественникам начать жить не хуже, чем за рубежом, мы попросили рассказать председателя общественного совета по проблемам ЖКХ при департаменте строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, координатора регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Владимира Коваля.
— Владимир Николаевич, в настоящее время существует множество государственных органов, под чьим неусыпным надзором находится сфера ЖКХ. Но, как говорится, у семи нянек дитя без глазу. Что под силу общественному контролю, который, по сути, не имеет никаких властных полномочий?
— Задача регионального общественного совета — выработка путей решения проблем ЖКХ на основе экспертной оценки ситуации. Региональный Центр общественного контроля в сфере ЖКХ тесно взаимодействует с управлением Роспотребнадзора по Белгородской области, Государственной жилищной инспекцией, управлением ФАС, отделом контроля соблюдения прав потребителей ЖКУ при администрации Белгорода и т.д. Обращения граждан, поступающие в его адрес, направляются соответствующим структурам для принятия должных мер реагирования.
— Какие коммунальные проблемы в настоящее время вызывают у белгородцев наибольшее количество нареканий?
— Сотрудниками Центра недавно были проанализированы обращения граждан, направленных в Государственную жилищную инспекцию, областное управление ЖКХ, Роспотребнадзор, отдел контроля соблюдения прав потребителей ЖКУ при администрации Белгорода, а также в мэрии крупнейших городов региона.
Надо отметить, что число обращений граждан во властные структуры имеет положительную динамику. Объясняется это как дальнейшим старением жилого фонда, так и повышением требований белгородцев к качеству жилищно-коммунальных услуг. При этом среди собственников квартир в многоэтажках бытуют иждивенческие настроения в отношении мест общего пользования.
Центром установлены десять основных причин низкого качества жилищно-коммунальных услуг. Наиболее значимы среди них, по нашему мнению, следующие:
— непринятие надлежащих мер по защите имущественных интересов жителей многоэтажек,
— высокая степень износа наружных и внутренних инженерных сетей, а также строительных конструкций,
— сложность процедуры тарификации жилищных услуг и низкая их рентабельность,
— труднореализуемые способы управления многоквартирными домами и, как следствие, слабый контроль деятельности управляющих компаний,
— кадровые проблемы в жилищных организациях из-за низкого уровня оплаты сотрудников.
Этот анализ позволил установить шкалу приоритетов, сформировать план работы Центра и начать разработку предложений для властных структур, которые призваны решить насущные проблемы в сфере ЖКХ.
— Владимир Николаевич, расскажите, пожалуйста, о тех конкретных делах, которые уже на счету Центра общественного контроля в сфере ЖКХ?
— По поручению губернатора Евгения Савченко мы активно участвуем в разработке «дорожной карты» повышения качества жилищно-коммунальных услуг, которую планируется апробировать в Белгороде. Центром подготовлены предложения о внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», нашедшие понимание и поддержку у депутатов Государственной Думы от региона. Кроме того, нами разработана и направлена в правительство области концепция реформирования системы обращения с ТБО на Белгородчине. Центр внес на рассмотрение областного правительства проект по внедрению поквартирного учета тепла. Центр проанализировал организационно — правовые моменты запуска адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Проблемам ЖКХ были посвящены выступления представителей Центра в СМИ.
В областную прокуратуру было направлено обращение по факту выпуска двух квитанций за одни и те одном из микрорайонов областного центра в качестве организационно-правовой формы управляющей организации была использована автономная некоммерческая организация. В настоящее время АНО «ЖКХ» обслуживает 53 многоэтажки. Примечательно, что белгородским опытом заинтересовались в Новосибирском академгородке, решив использовать его для реформирования управления своим жилым фондом.
— Как Вы оцениваете состояние жилищно-коммунального хозяйства Белгорода?
— О нем свидетельствует индекс надежности систем жизнеобеспечения — 0,982. Этот показатель определяется отношением периода, когда отсутствует какое-либо коммунальное благо (например, нет электричества, водоснабжения или отопления, не работает лифт и т.д.), к количеству дней в году. Таким образом, ежегодно около пяти суток среднестатистический горожанин пока испытывает неудобства. Поставив цель сделать Белгород городом удобным для жизни, упомянутый индекс предстоит неуклонно повышать.
К слову, мэрией областного центра в 2008 году принята долгосрочная программа в сфере ЖКХ. Недавно она была пролонгирована. Подобная стратегия, увы, пока отсутствует на региональном и федеральном уровнях.
— Владимир Николаевич, что необходимо сделать, на Ваш взгляд, для усиления роли общественного контроля в сфере ЖКХ?
— Следует сместить акцент с фиксирования частных сбоев системы (хотя это, безусловно, важно) на причины и условия, их порождающие. Необходимо организовать скрупулезный сбор информации об обращениях граждан во все контролирующие ЖКХ инстанции, что в настоящее время не осуществляется. Если эту функцию возьмет на себя Центр, то в результате будет получен максимальный социальный эффект.
Наряду с этим общественный контроль должен сосредоточить усилия на решении межведомственных проблем. Он должен стать своеобразным экспертным сообществом, к мнению которого прислушиваются губернатор, мэр, начальник департамента ЖКХ и руководители управляющих компаний.