Простота хуже воровства

Как недобросовестные риелторы наживаются на доверчивых горожанах

Риелторы даром говорить даром не обладают. Все, кому довелось пользоваться их услугами, разделяют мнение булгаковского Воланда: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их». Граждане, занятые поиском жилья, платить готовы. Благодарность их за вожделенные квадратные метры безгранична в разумных пределах. Вот только далеко не всегда деньги гарантируют им результат.

ПОВЕРИЛА, ПОВЕРИЛА — И БОЛЬШЕ НИЧЕГО

В редакцию за содействием обратилась читательница нашей газеты. Переехав в Белгород, она попыталась самостоятельно снять на длительный срок квартиру. Позвонив практически по всем телефонам, значившимся в рекламных объявлениях СМИ и Интернета, девушка, к своему удивлению, обнаружила: сплошь и рядом — посредники, желающие получить за свои «неоценимые» услуги скромные 50% от месячной платы за жилье. Пришлось обращаться к услугам риелторов.

Выбор пал на региональный центр аренды жилья «SelimCity» (ИП Искусных), реклама которого сулила «инновационный подход к аренде жилья». За «современный сервис» и «заселение в день обращения» фирма желала получить по-божески — вдвое дешевле, нежели большинство риелторских контор. Соблазн был велик.

В офисе фирмы, расположенном в бизнес-центре «Славянский», по словам новоиспеченного клиента, предложили уплатить 3,5 тысячи рублей и заключить договор на оказание информационно-справочных услуг. Заодно на подпись подали пару актов приемки выполненных работ, на которых значились четыре заветных номера телефонов непосредственных арендодателей.

Через пару часов у девушки радость успеха рассеялась как дым. Предложенные «SelimCity» квартиры были либо давно сданы, либо арендная плата превышала все разумные пределы. Ошарашенный клиент обратилась в фирму за разъяснениями. Ее успокоили: такое, мол, случается. Сообщили новые адреса и пообещали время от времени позванивать, дабы узнать об успехах. Увы, достичь таковых с подачи «SelimCity» девушке так и не удалось. В итоге она направила в адрес фирмы письменную претензию и потребовала вернуть деньги. Реакции не последовало. Спустя десять дней, которые отводятся по договору на устранение недостатков, гражданка отправилась на поиски правды.

ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ?

Мы посетили офис «SelimCity» и попросили прокомментировать ситуацию. В первых словах администратор любезно сообщила, что хозяин фирмы А. И. Искусных проживает в Таганроге и связаться с ним нет никакой возможности. Затем выяснилось, что претензии по данному договору где-то затерялись, однако их непременно отыщут и все уладят. В ходе беседы администратор неоднократно отмечала, что фирма, дескать, все делает в строгом соответствии с действующим законодательством, а потому и «взятки гладки». На прощание администратор заверила, что непременно сообщит в редакцию газеты, что было предпринято и коим образом ублажили «привередливого» клиента.

Обещанного звонка мы ждем по сей день. А вот девушке-клиенту ответ пришел по почте спустя несколько дней после нашего визита в офис «SelimCity». Некто, чья подпись заверена печатью ИП Искусных А. И., сообщил: «Мы до Вас только доводим информацию по сдаче внаем, а не заселяем, работаем строго по договору „возмездного оказания информационно-справочных услуг“… Учитывая изложенное, полагаю, что мною Вам услуга оказана полностью и надлежащего качества, и вынужден сообщить, что юридические основания для удовлетворения Ваших требований отсутствуют». Как говорится, без комментариев.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Хорошее дело — прийти человеку «без кола и двора» на выручку. Была бы выручка.

На кадровом форуме Белгорода читаем откровения о трудовых буднях регионального центра аренды жилья «SelimCity»:

— Развода там никакого нет, по крайней мере, в сторону работников. Платят действительно два раза в месяц. При мне девочкам зарплату давали, и весьма неплохую. Но сама работа, конечно, на «нервяках».

Региональный центр аренды жилья в БЦ «Славянский» оказывает посреднические услуги в поиске жилья (только аренда). Работа заключается в том, что даешь объявления в газету и расписываешь, что и как. Люди звонят, спрашивают. Рассказываешь им, какая замечательная квартира, а в конце признаешься — посредник. Люди, тем не менее, соглашаются. Они приходят, заключают договор, платят три тысячи. Акт выполненных работ подписывается непосредственно после заключения договора. Сразу же менеджер дает им 3-4 варианта. Клиенты созваниваются, едут смотреть квартиры. И тут начинается…

Проблема в том, что квартиры, сдающиеся собственниками в аренду, на вес золота. Когда клиент звонит по выданным ему номерам, выясняется: они либо уже сданы, либо телефон не отвечает, либо еще что-то. Люди начинают думать, что их обманули… Потом «обиженные» приходят и требуют деньги обратно. На моих глазах ежедневно по 1-2 человека приходили. Грозят в суд подать. Звонят, угрожают.

Реально писали в суд. Короче, одни нервы.

На деле ни один клиент ничего доказать не может. По документам все чисто: услуги оказаны, акты подписаны, а то что заселиться не можете — сами виноваты. Значит, плохо разговариваете с хозяевами. Короче, как-то так.

КУДА ПОЛИЦИЯ СМОТРИТ?

О новаторском подходе ИП Искусных А. И. в обслуживании населения мы побеседовали с заместителем начальника отдела управления Роспотребнадзора по Белгородской области Ольгой Алексеевой. Выяснилось, что граждане, чьи надежды и чаянья не оправдал региональный центр аренды жилья «SelimCity», обращались в это ведомство уже неоднократно. В мае этого года управление Роспотребнадзора по Белгородской области направило материалы по заявлениям двух из них в ОБЭП, дабы провести доследственную проверку и должным образом сформировать доказательную базу.

Редакция 29 августа направила информационный запрос в Управление МВД России по Белгородской области с просьбой сообщить о результатах рассмотрения упомянутого обращения Роспотребнадзора. Согласно нормам приказа министра внутренних дел (№ 1221 от 12.12.2011 г.), ответ на запрос должен быть дан в течение тридцати дней. Пока ответ от борцов с экономической преступностью нам не поступил, но веры не теряем. Понимаем, что такие дела (по факту) относятся к разряду сложно доказуемых. Да, и не так-то просто найти человека, который с радостью пойдет давать показания представителям компетентных органов. Особенно, если не он пострадал и к тому же не платит налог с доходов от аренды квартиры. Чего греха таить: граждане пока всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАШ СУД!

Остается одно — отстаивать свои права в суде. Сутяжничество — поведение для наших граждан нехарактерное. А что делать?! Обнародуем прецеденты, когда ИП Искусных А. И. клиенты призвали к ответу.

Так, мировой суд Западного округа Белгорода 21 июня 2012 года рассмотрел гражданское дело по иску одного из клиентов «SelimCity» к индивидуальному предпринимателю Искусных А. И. о взыскании уплаченной по договору денежной суммы в связи с некачественным оказанием услуг. В судебном заседании стороны пришли к мировому соглашению, согласно которому Искусных А. И. обязался выплатить истцу в течение трех дней 3 тысячи рублей, уплаченные по договору, и еще полторы тысячи -за услуги представителя. В свою очередь клиент отказался от погашения неустойки.

Еще один пример. Мировой суд Западного округа Белгорода 26 апреля сего года, исследовав в судебном заседании обстоятельства дела, признал исковые требования заявителя к Искусных А. И. частично обоснованными и подлежащими удовлетворению. В расчет было взято, что акты приемки оказанных услуг составлены сразу после заключения договора, что не отвечает смыслу ст. 4 закона «О защите прав потребителей». При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу потребителю, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для использования. На основании ч. 3 ст. 4 закона «О защите прав потребителей», если исполнитель при заключении договора поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги, то исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями. Таким образом, ИП Искусных А. И. должен был выплатить: в счет уплаченных денежных средств 1,5 тысячи рублей, компенсацию морального вреда ?500 рублей, штраф- 1 тысячу рублей, за услуги представителя — 3 тысячи рублей, плюс за оформление доверенности на представителя — 700 рублей. Итого — 6,7 тысячи рублей.

Значит, не все так гладко и в строгом соответствии с действующим законодательством, как уверяла нас администратор из регионального центра аренды жилья «SelimCity». У обиженных риелторами клиентов есть все шансы возвратить свои кровные.

Карикатура с сайта caricatura. ru

Exit mobile version