От охоты — к культурному пчеловодству

Сегодня никто не усомнится в полезности пчелиного мёда

Исследованиями его пищевой ценности, диетических и лечебно-профилактических свойств занимаются серьезные ученые. Существует даже особая дисциплина — апитерапия. Всех этих мудреных слов наши предки не знали, но пчеловодством занимались с древних времен.

Пчеловодство, или бортничество, по существу, охота за мёдом. Охотник за медом находил дупло диких пчёл и попросту забирал весь мёд, мало задумываясь о том, что будет с разоренной пчелиной семьей.

Позднее люди стали помечать найденные деревья с пчелами, как это до сих пор делают некоторые сибиряки-пчеловоды. Эти дупла они уже считали своей собственностью. А свое, как известно, разорять самому негоже и другим непозволительно. Чтобы пчёлы не погибли, им на зиму оставляли часть мёда. Потом бортники смекнули, что можно не заморачиваться поисками дупел, а делать их самостоятельно, куда, как показала практика, пчелы заселялись охотно.

Таким образом на смену дикому пчеловодству пришло бортничество. Дерево с бортью называлось бортевым, а участки леса с бортевыми деревьями — «бортевыми угодьями».

В те далекие времена пчеловодство было не только одним из наиболее доходных, но и просто любимых промыслов русичей. Ни в одной другой стране пчеловодство не было так широко развито. Сложилось и особое уважительное отношение к великой труженице — пчеле.

Во времена Киевской Руси промысел получил активное развитие. Почему? Да потому, что был, по сути, единственным сладким продуктом. Это уже много позже, в 19 веке, научились из свеклы делать сахар. Мёд и воск пользовались спросом и у других народов, поэтому стали одними из основных товаров, идущих на экспорт. При этом воск стоил дороже меда в несколько раз.

Современному человеку привычнее слова «пчеловодство» и «пасека», а не «бортничество» и «борть». Когда и почему они вошли в наш лексикон?

Новый вид пчеловодства — на пасеках, устраиваемых вблизи населенных пунктов, стал развиваться параллельно с бортничеством. А само слово «пасека» появилось, вероятнее всего, от места в лесу, которое, прежде чем разместить там борти, вырубалось или посекалось.

Пчеловодство было широко распространено и на территории Курской губернии, куда входил Белгородский уезд. Член императорского Санкт-Петербургского археологического института А.А. Танков в своем монументальном труде «Историческая летопись курского дворянства» писал, что эта отрасль сельского хозяйства имела весьма крупное значение для дворянского земледелия в Курском крае, особенно в Путивльском, Рыльском, Суджанском и Белгородском уездах. В Белгородском уезде большая пасека принадлежала князю Григорию Ромадановскому. Она находилась под Белой (Меловой) горой в версте от Белгорода. На ней было 85 ульев с пчёлами.

Не ослабевает интерес к пчеловодству у белгородцев и в 21 веке. Наиболее благоприятными для разведения пчёл, по мнению специалистов, считаются Алексеевский, Валуйский, Красногвардейский и Новооскольский районы.
ФАКТ

Первый в мире разборный рамочный улей изобрёл наш замечательный соотечественник П. И. Прокопович в январе 1814 года, положив тем самым начало культурному пчеловодству.

Елена Володина

Exit mobile version