Губернский статус

История — это фонарь, который светит из прошлого в будущее.
В. О. Ключевский

На протяжении 52 лет, с 1727 по 1779 годы, одной из административно-территориальных единиц Российской империи являлась Белгородская губерния. По своим размерам она превосходила среднее европейское государство того времени, а ее население составляло более миллиона человек. Об истоках ее создания и причинах упразднения мы сегодня напомним нашим читателям.

Не для совершенствования, а налогов ради

Истоки создания губернии были связаны с начальным периодом Северной войны и реформаторской деятельностью царя Петра I. Царский указ от 18 де­кабря 1708 года разделил территорию России на 8 губерний: Московскую, Ингермандландскую, Киевскую, Смолен­скую, Архангельскую, Казанскую, Азов­скую, Сибирскую. Территория современ­ной Белгородской области в ходе этой реформы была распределена между дву­мя губерниями: основная часть вошла в состав Киевской губернии, города Новый Оскол и Валуйки переданы в состав Азов­ской губернии.

Эта реформа, проведенная в трудный для страны период войны со Швецией, преследовала не столько цель совершенствования административно­территориальной системы, сколько нало­говый аспект. Армия и флот требовали денег, а государственные расходы значи­тельно превышали доходы. Ко всему этому еще процветало казнокрадство. Как же иначе пополнить казну, как не за счет налогов, собираемых с губерний?

Центр провинции

Но огромные размеры губерний препятствовали эффективному управ­лению и сбору налогов. Нужна была реорганизация, то есть разукрупнение гу­берний. Входе этой реорганизации 29 мая 1719 года Белгород был включен в состав Киевской губернии как центр одноименной провинции. Сами же провинции создавались в качестве промежуточных звеньев между губернскими центрами и уездами. В состав Белгородской про­винции были включены города Белгород, Валуйки, Яблонов, Старый Оскол, Новый Оскол, Короча, Хотмыжск, Нежегольск, Чугуев, Мирополье, Салтов и др. Во главе провинции стоял воевода.

И вот она — губерния

Белгородская губерния была создана уже в царствование императрицы Ека­терины I при очередном учреждении новых губерний 1 марта 1727 года. В нее вошли территории современных Белгородской, Курской, Орловской и части Брянской областей России, части Харьковской и Сумской областей Украины. Губерния делилась на три провинции: Белгородскую, Севскую и Орловскую. Кроме того, к Белгородской губернии были приписаны слободские казачьи полки с центрами в Харькове, Сумах, Ахтырке, Изюме и Рыбинской слободе под Острогожском. По своим размерам Белгородская губерния превосходила среднее Европейское государство того времени.

Система управления

Первым губернатором, как известно, стал представитель рода Гедиминовичей, князь Юрий Трубецкой. Власть губер­натора в рамках всей губернии распространялась на военную и судебную сферы, по другим вопросам управления — исключительно на провинцию. В Севской и Орловской провинциях широкими пол­номочиями, за рамками компетенции губернатора, обладали воеводы.

Структура управления губернией бы­ла такова: губернатор, заместитель губернатора, губернская канцелярия, воевода, провинциальные канцелярии. Наиболее важными направлениями их деятельности считались: хозяйственное, налоговое, рекрутские наборы, поддер­жание общественного порядка.

Утверждение герба

Фактически одновременно с учреждением губернии Белгород получил свой первый герб. Он был разработан в 1728 и утвержден в 1730 году. Изображе­ние на гербе являло собой золотого льва, лежащего на зеленом поле, а над ним на фоне синего неба — взлетающий черный орел. Оставаясь по внешнему содержанию идентичным эмблеме Белгородского полка, утвержденной в 1712 году, герб города имел некоторое отличие — лев лежал на гербе. Поза льва изменилась в связи с переосмыслением правил геральдической символики: лев — сила, храбрость, орел — власть, прозорливость, зеленое поле — надежда и изобилие, синее небо — красота, величие. Новая величавая поза льва объяснялась тем, что лев, олицетворяя собой могущество, уже не символизировал Швецию, как это было на полковой эмблеме. Шведское королевство к этому времени утратило свое величие в Европе. И герб теперь олицетворял широкое экономическое освоение края и подчеркивал ратные заслуги белгородцев.

Сельское хозяйство

Основу экономики губернии составляло сельское хозяйство. Главными выра­щиваемыми культурами являлись рожь, овес и ячмень, потому что считались более надежными, чем пшеница. На нее, по наблюдениям крестьян, силь­нее действовали засухи, которые были не редкостью в белгородском крае. А от проливных дождей на плодородном черноземе она росла так быстро, что не могла выстоять против ветра и дождя, валилась, зерно не наливалось. К тому же пшеница требовала особенно тщательной обработки почвы, что мог себе позво­лить далеко не каждый землевладелец. Система полеводства была практически повсеместно трехпольной.

Животноводство играло второ­степенную роль. В основном разводили лошадей, волов, коров, овец и свиней.

Промышленность

Промышленные предприятия, поя­вившиеся в начале 18 века, были ориентированы в основном на нужды армии. К примеру, суконная мануфактура, располагавшаяся вблизи Белгорода, специализировалась на пошиве мундиров.

Во второй половине столетия стали развиваться такие промышленные произ­водства, как винокуренные, мылова­ренные, воскобойные заводы. Значитель­но расширилась сеть кирпичных заводов.

Главные ремесленные профессии в Белгороде того времени — кузнецы, плотники, солодовники, овчинники, портные и др.

Торговля

Торговля шла в основном на ярмарках. Кроме местных еженедельных белгородские купцы наиболее интенсивно вели торговую деятельность на ярмарках центра Великороссии и Украины. Их чис­ло превышало половину всех общерос­сийских. Но самой широкой известностью пользовалась ярмарка в Белгороде, которая организовывалась несколько раз в год и впечатляла масштабами и ассортиментом.

Полезные ископаемые

Именно в период существования Белгородской губернии в столицу Российской империи поступили

достоверные сведения о крупных залежах железной руды на территории губернии. Об этом впервые сообщил белгород­ский купец Иван Гинкин. А позднее, уже в начале 70-х годов, академик, астроном Петр Борисович Иноходцев обнаружил в окрестностях Белгорода «сильную аномалию поля земного магнетизма», что подтверждало наличие здесь крупного ме­сторождения железной руды.

И опять назревала реформа

В начале 70-х годов 1 8 века , в эпоху царствования Екатерины II, для пра­вительства стало очевидным, что не срабатывает механизм управления. Кол­легии работали по отраслевому принципу, а соответствующих им учреждений на гу­бернском уровне не было. Местные канце­лярии не справлялись с огромным потоком распоряжений и решения дел затягивали на долгие годы. К тому же руководство губерний погрязло в казнокрадстве и про­изволе. В конце 1766 года Екатерина II приказала опубликовать указ по делу о взятках по винокурению в Белгородской губернии, в котором было замешано 39 чиновников и исполняющий должность губернатора князь Григорий Шаховский. Но последовавшее наказание не дало ожидаемых результатов. Назначенный в 1775 году генерал-губернатором Белгородской и Смоленской губернии генерал-аншеф и бывший генерал- прокурор империи Александр Глебов, уже в 1776 году был смещён со своей должности и отдан под следствие из-за обнаружившихся крупных хищений.

Упразднение губернии

Все это привело к очередной реформе местного управления. В конце 1775 года был обнародован закон «Учреждения для управления губерний Всероссий­ской империи», согласно которому, кроме изменений в механизме управления, было увеличено число губерний. Отдельные территории Белгородской губернии были переданы на создание Смоленского, Калужского, Тульского, Орловского наместничества. А 23 мая 1779 года Бел­городская губерния была упразднена. Белгород же с прилегающими территориями вошел в состав Курского наместничества, вскоре переименованного в губернию. Первым губернатором Курской губернии стал последний белгородский губернатор Петр Свистунов.

Сегодня, спустя почти три столетия, о Белгородской губернии нам напоминают сохранившиеся в городе храмы — Смоленский собор (1737 г.) и Успенско- Николаевская церковь (1703 г.), а также центральная часть Белгорода, застройка которой началась в 1768 году.

Елена Володина

Exit mobile version