У каждого периода детского возраста — своя задача
В прошлый раз мы говорили о том, что знания основных особенностей и законов развития человеческой личности помогут родителю понять своего ребенка, отличить каприз от естественных реакций взросления, правильно отреагировать на изменение поведения, а главное, выполнить те возрастные задачи, которые ставит перед личностью каждый возрастной этап, и тем самым профилактировать кризисы. Сегодня мы продолжаем тему и рассмотрим эти этапы.
ПЕРВЫЙ ЭТАП: ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ
В этот период главная задача сформировать у ребенка доверие к миру. Достигается это хорошим уходом за малышом и лучше — одним человеком. Запомните, молодые мамы! Чем чаще и больше вы будете играть со своим малышом, держать его на руках, «тетешкать и гулить», тормошить и гладить, тем устойчивей и стабильней будет детская психика.
Прикосновения к коже ребенка, поглаживания, легкий массаж стимулируют нервные окончания и развивают мозг, а значит, и будущие учебные способности. Доверие к миру проявляется в легкости кормления, хорошем сне, умении ребенка спокойно ждать маму и спокойно реагировать на появление чужого лица. Если ребенок истошно кричит, когда мама ненадолго отходит, зовет ее постоянно, значит, он не чувствует себя в безопасности, доверие к миру не сформировано. Если же улыбается на «козу» чужой тети, внимательно и доброжелательно рассматривает новое лицо, хотя и предпочитает всем маму — задача возрастного этапа выполнена.
ВТОРОЙ ЭТАП: 2-3 ГОДА
Его задача в том, чтобы дать возможность ребенку почувствовать себя самостоятельным. Что должны делать родители? Не торопить малыша, терпеливо ждать, когда он сам освоит новое движение, не делать за него то, что он уже может сделать сам (идти ножками на прогулке, есть ложкой, снимать штанишки и пр). Ребенок обучается самостоятельно контролировать естественные физиологические акты, терпеливо и настойчиво приучайте его к этому, а не стыдите за мокрые колготы.
ТРЕТИЙ ЭТАП: 4-5 ЛЕТ
На основе самостоятельности (если была выполнена предыдущая возрастная задача) у ребенка формируется чувство предприимчивости и инициативы, которое проявляется в игре. Ребенок становится очень активным, даже назойливым, он постоянно задает вопросы, придумывает игры, фантазирует, много говорит, постоянно высказывает свои суждения, конечно, утомляя пришедших с работы родителей. Если родители подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то возрастная задача формирования предприимчивости не выполняется. При отсутствии компенсации на следующем этапе ребенок вырастает пассивным, неуверенным, постоянно испытывающим чувство вины. Поэтому терпите назойливость и болтливость своего чада, отвечайте на все вопросы, поощряйте инициативу, хвалите за придумки, новые игры, новые умения. Вредные и опасные игры не запрещайте, а вмешивайтесь в них («Давай вместе поиграем?») и аккуратно переводите в безопасные и полезные. Тогда задача возраста будет выполнена, и у вас будет надежда на материальную помощь в старости от сына-предпринимателя.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: 6-11 ЛЕТ
Синдром Робинзона Крузо, так назвали этот этап развития психологи. Ребенок живо интересуется самой различной деятельностью, миром взрослых предметов и занятий. Девочки рвутся мыть посуду, надевают на себя передники, мальчики пытаются активно помогать отцу в «мужских делах», берут в руки молотки. Предоставляйте ребенку возможность что-то сделать руками, в это время хорошо организовать дома уголок для рукоделья, где бы ребенок учился что-то мастерить, выжигать, вышивать и пр. Поддерживайте интерес к делу ребенка, хвалите за успехи, обучайте доводить дело до конца. Не обращайте внимания, что ребенок пачкает, разбивает, портит — ведь в этот период закладывается то, что потом называют «золотые руки». От выполнения задачи освоения ребенком знаний о деятельности людей, зависит, вырастет ли ребенок творческой личностью, сметливой и дельной.
ПЯТЫЙ ЭТАП: 12-14 ЛЕТ
Ваш ребенок стал подростком, задача этого этапа — идентификация. Подросток должен ответить себе на вопросы: Кто я? К какой среде принадлежу? Кем себя ощущаю? Какие у меня идеалы и образцы для будущей жизни, на кого я хочу быть похожим? Кем я хочу быть? Есть ли у меня для этого необходимые способности?«. Подросток определяет свои взгляды на семью, жизнь, других людей и себя. Если задачи предыдущих этапов не выполнены (нет доверия к миру, подросток воспринимает мир как враждебный, замкнут, плохо переносит эмоциональные нагрузки, не может обратиться за помощью, самостоятельно принимать решения и доводить начатое до конца), то подросток не может определить свое «Я», у него «каша» в голове и путаница в поступках. А у родителей начинается тяжелая пора «борьбы» с практически взрослым человеком, который материально еще зависит от них. В этот период они бегут в отчаянии к психологу и требуют «волшебную кнопку», одним нажатием на которую ситуация изменится. Но чудес не бывает…
Наталья Кий,
педагог-психолог,
кандидат педагогических наук