«У нас нет права на забвение людей»

Сегодня в календаре особая дата — День памяти жертв политических репрессий. Это на¬поминание живущему поколению о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно репрессированы, обвинены в преступлениях по политическим, религиозным, экономическим и иным убеждениям. Пик репрессий, как известно, пришелся на 1937-1938 годы, когда по 58-й статье «контрреволюционные преступления» были осуждены 1,3 миллиона человек, из них больше половины — расстреляны.

В сталинские годы 3,5 миллиона человек были репрессированы по национальному признаку. Из рядов армии «вычистили» чуть ли не половину командного состава, а в годы войны и после ее окончания жестоким репрессиям подверглись советские граждане, вышедшие из окружения, оказавшиеся в плену, угнанные на работу в Германию.

Основным объектом репрессивной политики режима в 1960-1980-е годы было «диссидентство». За период с 1967 по 1971 год органами КГБ «выявлено» более трех тысяч группировок «политически вредного характера».

Реабилитация жертв политических репрессий началась в СССР в 1954 году. В середине 1960-х годов эта работа была свернута и возобновилась лишь в конце 1980-х годов.

Белгородчина не осталась в стороне от этого процесса. При активном содействии городских властей в Белгороде за последние годы издали десять Книг Памяти, на страницах которых записаны имена 25 тысяч наших земляков, пострадавших в годы репрессий. А два года назад в этот день в областном центре был открыт памятник жертвам политических репрессий, композиция которого символизирует расколотую репрессиями страну (это две черные плиты), но объединенную Книгой Памяти, над которой зажжена свеча покаяния. Идея создания памятника принадлежит белгородскому скульптору Анатолию Шишкову, автором его стал белгородский художник Тарас Костенко. Установлен мемориал в парке Памяти — напротив памятника горожанам, расстрелянным в годы немецко-фашистской оккупации. На церемонии открытия мэр Белгорода Сергей Боженов отметил, что историю страны переписать невозможно, однако нужно помнить не только успешные, но и горькие ее страницы и добавил: «У нас нет права на забвение людей». Действительно, у нас нет такого права.

Елена Старосветская

Exit mobile version