Седьмого октября одна из старейших жительниц Белгорода Раиса Дмитриевна Французова отметила свой юбилей. Путь длиной в девять десятков лет был тяжел и тернист. Несколько раз она была в шаге от смерти, и жизнь ее висела на волоске. На дорогах судьбы было многое: тепло родительского дома и голод, большая любовь и война, успехи в учебе и разруха, признание в работе и болезни. Неизменным оставалось одно: вера в себя и людей, а еще оптимизм (без него вообще невозможно порой выжить) и ответственность.
ЗНАКОМСТВО С БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИЕЙ
Семилетней девочкой Рая пошла в школу. Будучи ученицей старших классов, заинтересовалась предложением преподавателей из Московского кожевенного техникума, приехавших к ним в школу. Знакомство с будущей профессией состоялось прямо в школе: уж очень грамотно и заманчиво говорили специалисты о видах кожи, да и самой столице. Сомнений никаких не было. Москва так Москва! И после восьмилетки Раиса Жданова покидает, с одобрения родителей, отчий дом и становится студенткой.
ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО — ВОЙНА
Учеба шла успешно, знакомство с большим городом тоже.
После года обучения учащихся техникума планировали направить на практику. Рая помнит как сейчас: сидят они с подругами в комнате студенческого общежития, смеются. Эх, юность! В московских теплых дворах стоял июнь 1941 года… И вдруг: распахивается дверь, вбегает соседка. С порога не кричит, воет: «Чего хохочете?! Включайте радио! Война-а-а-а!!!». Вчерашние школьницы вытянулись, вмиг повзрослели. Какая практика, какая учеба… Буквально сразу же девчат направили рыть окопы в Вязьме, где они попали под бомбежку.
ИЗ РОДНОГО ДОМА — В НЕВОЛЮ
Больше Раиса Жданова не вернется в Москву… Она едет домой, в Белгород, где ее ждут главные, роковые события, о которых она, конечно, не знает. Едва девушка добралась домой, ее родной город накрыла волна первой оккупации. Из Белгорода начали эвакуировать квалифицированных специалистов, вывозить секретные документы и ценное оборудование. Фашисты-эсэсовцы с первого дня оккупации начали устанавливать свои порядки: занимали благоустроенные квартиры и дома, выгоняя жильцов в сараи, подвалы, из жилья забирали любую понравившуюся вещь. Установили виселицу на улице Комсомольской. Начались аресты по наводкам предателей, расстрелы. С мая 1942 года гитлеровцы стали увозить молодежь, подростков, женщин на принудительные работы в Германию. Всего было вывезено более двадцати четырех тысяч человек. К сожалению, такой горькой участи не удалось избежать и юной Раисе…
Летом 1942 года в дом Ждановых пришли полицаи. Пришли за Раей. Отказ от принудительных работ карался расстрелом или повешением.
УЖЕ НЕ РАЯ, А РЕНЕ
Вместе с другими девушками и подростками ее насильно увезли в товарном вагоне в Германию. По пути мелькали Варшава, Эрфурт, наконец, последний пункт — местечко Тотлебен, близ Лейпцига… Немцы-хозяева забирали пленных к себе в работники. Раисе досталось заниматься сельхоз-работами у фермеров Вилли и Альмы Гарниш. Они прозвали Раису на свой манер — Рене.
Рене обрабатывала землю, сажала овощи, собирала урожай. В зимнее время молола зерно, работала на кухне. Как и другие подневольные рабочие, носила нашивочный знак «Ost». Вначале плакала, затем перестала — надо было выживать, чтобы вернуться домой. Еда — пресная баланда, брюква да капуста.
После победоносного завершения Курской битвы, хозяева уже стали не столь требовательны к русским подневольным, а то и просто отпускали. Но куда пойдешь без денег, без знания языка, без нужной информации.
САМЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ
И, наконец, настал этот самый счастливый день в жизни узницы: в апреле 1945 года ее освободили войска американской армии. Далее были пункт репатриации, несколько переселенческих эвакопунктов. Практически весь май и лето 1945 года Раиса-Рене работала на полях в Западной Польше. Трудилась рядом с русскими солдатами. Лишь осенью победного года она вернулась домой.
Вспоминает, что на город было страшно смотреть. Разрушенное жилье, а то и его отсутствие, потеря близких, тяжелая нужда в продуктах, одежде, обуви. На бывших рабов третьего рейха некоторые смотрели с презрением, ведь они работали на фашистов. И не задумывались, что перенесли эти люди и как выжили?.. Порой отчаяние брало верх.
МЫТАРСТВА ОПРЕДЕЛИЛИ ПРОФЕССИЮ
В 1945 году Раиса Жданова снова садится за парту, она успешно заканчивает десятилетку и сразу же поступает в Харьковский госуниверситет. Помыкавшись вынужденно по миру, девушка выбрала профессию учителя географии. Закончив вуз, она два года отработала в Сумской области, затем до самого выхода на заслуженный отдых в Краснянской средней школе (позже это городская десятилетка №34).
О том, как работала Раиса Дмитриевна, говорят многочисленные снимки в пухлых альбомах. Интересы учеников для нее были превыше всего. На протяжении почти четырех десятков лет работы Р.Д.Французова вместе со своими учениками совершала пешие походы по всей Белгородской области. Бывало летом, захватят простенькие палатки, котелки, ложки-кружки, крупы-тушенки, и айда на природу. Юные географы и их наставник как никто изучили родной край, его историю и природу. Раиса Дмитриевна сумела привить ребятам не только познавательную жилку, но и трудолюбие.
СЕМЕЙНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
Почти всегда Раиса Дмитриевна брала с собой в походы маленькую дочку Лилю, пусть привыкает. Как же благодарна Лилия Владимировна ей за это! Поддержка родных всегда была в приоритете для семьи Ждановых — Французовых. Очень долго они жили вместе три поколения отцов-детей и всегда поддерживали друг друга. Добрым
словом, надеждой, юмором. Юмор и сейчас — хозяин мыслей Раисы Дмитриевны. А еще Раиса Дмитриевна однолюб. Встретив в молодости единственного и неповторимого своего Владимира Никитича, она прожила с ним почти полвека, до самой кончины супруга. Вырастили двоих детей, подаривших пятерых внуков. Словом, все удалось, но не давало бывшей узнице покоя одно обстоятельство.
ВСТРЕЧА С ДАЛЕКИМИ ПОДРУГАМИ
Там, на чужбине, работая у хозяина-немца, она познакомилась с его дочками, почти ее ровесницами — Астой, Хэлой и Кристой. Несмотря на то, что стороны враждующие, а их брат воевал на Восточном фронте, девчонки сдружились. Вот как бывает! Но в середине прошлого столетия общение такого рода не приветствовалось. И все попытки Раисы найти подруг были тщетны. Но счастливый случай все-таки выпал. Познакомившись в театре со студентками из Германии, Раиса передала письмо в далекий Тотлебен. Аста незамедлительно ответила и пригласила в гости. Конечно же, Раиса-Рене приняла приглашение! Встреча почти через полвека была волнующей. Все три сестры жили теперь в разных городах — Тотлебене, Лейпциге и Штутгарте. Раиса Дмитриевна посетила каждый из них. Были слезы, и радость, воспоминания и надежда — пусть никогда не будет войны!
Лариса Варганова,
ведущий специалист управления
социальной защиты населения
администрации г. Белгорода
P.S. В день юбилея именинницу поздравили дети, внуки, ученики, не обошли вниманием Раису Дмитриевну и специалисты управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода, вручив ей памятный подарок.
Фото из архива семьи Ждановых — Французовых