Просвещение народа

5 октября — День учителя

Современного человека невозможно представить не умеющим писать и читать, а ведь всеобщее обязательное образование в нашей стране было введено только в XX веке. Но идея эта зародилась уже после отмены в 1861 году крепостного права, только путь к ее осуществлению оказался долгим и непростым.

На протяжении почти тысячелетия обучением грамоте народа на Руси с принятием православной веры занимались церковнослужители. При храмах и монастырях действовали небольшие церковно-приходские школы. Знания в них получали простые: Закон Божий, чтение, письмо и «цифирь», то есть первые правила исчисления.

С наступлением эпохи императора Петра I и особенно императрицы Екатерины II стали возникать гражданские школы для обучения подрастающего поколения. Великая реформа Александра II отмены крепостного права дала народу сильный толчок к образованию. Почти всю вторую половину XIX и начала XX веков вопрос о всеобщем обязательном начальном образовании не сходил со страниц русской печати, обсуждался в обществе, был предметом многочисленных проектов и споров: «Куда направить это необъятное море восстановленного к новой жизни народа? Между прежними рабами, сравниваемыми с животными, оказалась необыкновенная даровитость, живость, самодеятельность на разных поприщах жизни, деловитость, смелость в действиях, все это дремало и не проявлялось под игом рабства. Этот вопрос стал не только важным, но и ответственным».

Земские школы

Серьезные изменения в системе начального образования произошли с введением земских учреждений — начали создаваться земские школы. Так, в Белгороде в 1850 году числилось всего три учебных заведения: уездное, приходское училища и частная женская школа Доридорф. В них обучалось всего 199 человек, из них в женской школе 29 учениц — дочери дворян и купцов. В сельских приходских училищах уезда училось лишь 156 детей. В ведение Белгородской земской управы в 1867 году были переданы шесть существовавших в то время сельских школ. Одну из основных задач своей деятельности земства увидели в улучшении дел в области образования, поэтому уже за первые четыре года количество сельских школ в уезде увеличилось на 20. При этом только в 1871 году открылось семь новых школ с трехлетним курсом обучения, в которых преподавались Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, элементарные знания по природоведению, географии, истории.

Важнейшим условием открытия начальных школ было обязательство земства и сельских общин обеспечить их помещением, выделять средства на со-держание учителей и приобретение учебников. Размещались они в основном в наемных зданиях или при церквях.

К 1889 году в Белгородском уезде их уже насчитывалось: 3 городских приходских, одно женское воскресное, одно женское фабричное, 2 Наумовских — образцовое и для взрослых, 33 сельских. Обучались в них 2766 человек, из них 492 девочки. В белгородских мужских училищах значилось 233 ученика. В женском приходском училище — 110 учениц, из них «духовного звания 2, детей мещан 98 и дочерей крестьян 10», в воскресной женской школе состояло 78 учениц, возрастом от 15 до 35 лет, из них 4 замужних. Учителя воскресной школы за преподавание не получали никакой платы, «книги и все учебные пособия жертвует попечительница школы Е.А. Немыкина». Источники содержания училищ были различны: городские — на средства города, фабричное — купцом Соловьевым, Шебекинское — генералом Ребиндером, Томаровское женское — священником Маляревским, Наумовское — сельским обществом с пособием от казны, сельские — сельскими обществами с пособием от земства, выделявшего для этого ежегодно 10 тысяч рублей. Большую материальную помощь оказывали и попечители. Так, «в Старом городе попечительница школы г-жа Волкова принимает живое участие в благосостоянии школы и своими материальными средствами удовлетворяет насущные ее нужды».

Комиссия по народному образованию в своем отчете за 1887 год указала, что со-стояние зданий школ «…с каждым годом улучшается. Более всего чувствуется потребность в приспособлении училищных помещений, дающих возможность к рациональному ведению школьного дела. на это обращается серьезное внимание земства, ассигнующего ежегодно 900 руб. на постройку училищных зданий». Таким образом, к этому году были построены школы в селах Старый город, Томаровка, Бессоновка, Головино, Логовое, Ястребово, а также начато строительство школ сельскими обществами сел Болховца, Сабынино, Терновка и Щетиново.

Бурная образовательная деятельность стимулировала процесс создания специальных учебных заведений, готовивших учителей. В нашем городе были открыты в это время учительский институт и учительская семинария, находившаяся в селе Михайловском (Пески).

Школы духовного ведомства

Положение изменилось и после выхода в 1884 году «Правил о церковно-приходских школах». Александр III восстановил их и ввел в состав учреждений, финансируемых государством. В это время акцентируется внимание на религиозно-нравственном воспитании нового поколения, на первый план выдвигается церковь как наиболее традиционный институт. В Бел-городском уезде, как и во всей Курской губернии, после этого наблюдается быстрый рост числа церковно-приходских школ. Уже в 1887 году их было 19, из них в Белгороде две — при Успено-Николаевском соборе и Покровской церкви.

Преподавание вели священнослужители, после организации женских епархиальных училищ — учительницы, окончившие эти училища. Обучали в них Закону Божьему, церковному пению, чтению церковных и гражданских книг, письму и арифметике. В двухклассных добавлялись начала русской истории, географии, черчение и рисование. В селах, удаленных от приходских церквей, открывались школы грамоты — тип школы древней Руси. Все эти учебные заведения способствовали повышению общей грамотности населения, но уровень подготовки учащихся в них и материальная база значительно уступали министерским и земским школам.

Однако и при этом для удовлетворения потребностей населения в образовании этих школ было недостаточно, что постоянно отмечалось на заседаниях земского собрания. По статистическим данным 1896 года, общее число «православных детей школьного возраста» в уезде насчитывалось 20889 чел., из них 10409 мальчиков и 10480 девочек. Всего же обучающихся в начальных школах — 5983 чел. (в церковных школах — 2674 чел.), мальчиков — 4547, девочек — 1436. Сельских земских школ в уезде было 38, а церковно-приходских — 69.

Всеобщее обучение — освобождение от невежества

Проекты всеобщего народного образования долгое время оставались лишь проектами, теоретически они разрабатывались довольно усердно, но практически продвигались медленно. Не хватало средств, по предварительным подсчетам требовалась огромная, пугавшая всех сумма — не одна сотня миллионов рублей ежегодно. Наиболее действенным средством к достижению цели послужило вы-деление казной на эти нужды усиленных кредитов, а также привлечение губернских земств. В честь 40-летней годовщины отмены крепостного права в 1901 году Курское губернское земское собрание «постановило, что наилучшим способом увековечивания земскими учреждениями славного дня освобождения миллионов русского народа от рабства было бы введение ко дню 50-летия крестьянской реформы всеобщего обучения, как освобождения от невежества», и поручило комиссии по народному образованию проработать этот вопрос. Под общедоступностью подразумевалось «предоставление всем мальчикам и 1/3 девочек школьного возраста обучаться в начальной школе в течение 3 лет. Причем район школы предполагает трехверстным, хотя определенная такими нормами доступность школы не представляет той всеобщности обучения, к которой стремится современное земство, однако достижения и такого рода успеха школьного дела для Курской губернии является нелегким».

В 1907 году в России приступили к осуществлению разработанного плана введения в стране всеобщего, обязательного, бесплатного начального обучения, в Государственную Думу был внесен соответствующий проект закона. Согласно этому, на органы местного самоуправления возлагались обязанности составить проекты школьных сетей, финансовые планы и открыть необходимое число начальных школ, а государство брало на себя обязанности содержания учителей. Земство провело большую работу по подготовке анализа существующих школ уезда и расчету необходимого их количества. К этому времени в уезде, как и по всей России, существовала сложная сеть начальных школ, принадлежащих различным ведомствам: Министерству народного просвещения, земствам, Синоду. По подсчетам население уезда составило 180885 чел., детей школьного возраста — 18083, школ — 84. Согласно этому была разработана новая школьная сеть: 236 школ по 50 учащихся, которые обеспечат их доступность с радиусом три версты всем детям. В отчете земства указано, что «в этом отношении школьная сеть не вызывает возражений, школьные районы размещены вполне соответственно числу жителей каждого селения».

Безусловно, определяющую роль в развитии начального образования в нашем крае сыграло взаимодействие церковных и земских учреждений. Но все же, особенно велика была заслуга земства, которому буквально пришлось создать народное образование, тем самым повысить уровень развития народа и пробудить его к знаниям. «В последние годы среди крестьян созрело желание учить своих детей грамоте, так что настоящая школа не может вместить всех желающих», — писал в те годы учитель из Томаровки. Трагические события в истории нашей страны начала XX века приостановили этот процесс, но в сознании народа уже укрепилось желание учиться, барьер невежества был преодолен.

Таким образом, введение всеобщего образования в стране явилось результатом многолетнего, кропотливого и нелегкого труда как простого народа, так и различных уровней власти, и горячо поддерживалось всеми слоями общества.

Александр Лимаров, Елена Кривцова

Exit mobile version