Что заставляет учителя вновь и вновь приходить в школьный класс? На чей пример он опирается в своей работе? Как заставить детей полюбить и уважать себя? Эти вопросы всегда волновали и будут волновать каждого педагога. О сложностях и радостях своей профессии рассказывает обладательница президентского гранта приоритетного национального проекта «Образование», учитель химии гимназии №3 Светлана Скрыпникова.
— Светлана Николаевна, что, на ваш взгляд, изменилось в учителях со времен вашего детства и какие изменения еще предстоят?
— Мне очень повезло с педагогами. Они для меня стали хорошим примером для подражания. Учитель, как и много лет назад, должен быть широко образованным, добрым, чутким, интеллигентным, обаятельным человеком и хорошим психологом. Причем в век информации, когда у каждого есть телевизор, сотовый телефон, компьютер, Интернет, когда подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. Сейчас главной его задачей становится не передать знания, а на¬учить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования. К.Д. Ушинский писал: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества».
Сегодня меняется запрос общества к образованию, изменяются методики преподавания предмета, стандарты об-разования и многое другое, но учитель всегда остается учителем. Это человек, преданный своему делу и своим ученикам, это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется — писатель, певец, он эрудирован и знает свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других. Хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого, «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
— Как завоевать любовь и доверие школьников?
— Нельзя заставить любить: это чувство, которое приходит спонтанно. Дети, как губка, впитывают все без ограничения, они читают, насколько ты искренен с ними, насколько ты настоящий. Нужно быть всегда настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь, уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации, поддерживать оптимистическое отношение к событиям. Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей, не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим, не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.
— Чем вас привлекает профессия педагога?
— Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной: у нас не высокий доход и очень сложная работа. Но без школы я не могу представить свое будущее. За то время, что я проработала, были и бессонные ночи, и минуты боли и обид, и добрые, согревающие душу моменты. Быть учителем трудно, но это того стоит.
Несчастный учитель никогда не воспитает достойного ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Я считаю себя счастливой, потому что общение с детьми приносит радость, согревает, окрыляет и дает стимул двигаться дальше. Я с удовольствием тружусь в этой области, надеюсь, что мой труд не окажется напрасен, ведь что посеешь, то и пожнешь. Надеюсь, семена, посеянные мной, взрастят добрые плоды.
Беседовала Тамара Проскурина