Познание и творчество

Каждый ребенок в чем-то, но обязательно талантлив. Нужно только дать ему возможность выйти за рамки школьной программы и помочь раскрыть его способности в том, что его действительно интересует.

В этом учителей начальных классов лицея №38 Ольгу Горшкову и Наталью Кулешову убедил результат участия их подопечных во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество», учрежденном Малой академией наук.

Лицей №38 Белгорода во второй раз стал победителем конкурса. Более одного миллиона школьников со всей страны отвечали на вопросы тематических олимпиад, разрабатывали и защищали исследовательские проекты. В течение прошлого учебного года белгородский лицей отослал на конкурс более тысячи работ, и результат не заставил себя ждать — кубок лучшего учебного заведения по итогам конкурса отправился в Белгород.

Семь педагогов лицея №38 вошли в топ-100 учителей России, участвовавших в проекте. Учителя начальных классов Ольга Горшкова и Наталья Кулешова стали лидерами рейтинга. Каждая подготовила более ста лауреатов конкурса. Педагоги получили медали лучших участников проекта.

— Одной из задач учителей начальных классов является подготовка детей к учебе в старшем звене. Сейчас, в свете новых образовательных стандартов, дети должны не просто впитывать знания, которые им дает учитель, а самостоятельно их получать. Поэтому мы большое внимание уделяем исследовательской работе, проектам, олимпиадам, — рассказывает классный руководитель 4 «В» Наталья Кулешова.

Русский язык, математика, окружающий мир, литература, астрономия — каждый участник олимпиады в рамках «Познания и творчества» может найти себя в одном или нескольких направлениях и показать все свои способности. Но самое приятное: он может завоевать какое-то призовое место, и даже не одно, тогда как в обычной предметной олимпиаде — к примеру, городской, победитель всегда только один.

Грамоты, которые теперь есть в портфолио подопечных Натальи Яковлевны и Ольги Дмитриевны, не просто являются формальным подтверждением знаний ребенка. Они значительно поднимают статус ученика в классе, его собственную самооценку. Есть дети, которые не очень проявляют себя в учебе, но после участия в олимпиадах их самооценка повышается и появляется тяга к знаниям. Школьников больше не пугает перспектива штудировать энциклопедии и Интернет в поисках нужных сведений — это захватывает их и мотивирует к новым достижениям.

Еще один важный момент — за три года участия конкурс сплотил школьников, учителей и родителей. И это результат не только того, что каждый раз после по¬беды в лицее устраивают торжественную линейку, на которой вручают медали педагогам, грамоты — детям. Дело в том, что подготовка творческих и исследовательских работ заставляет родителей проводить больше времени со своими детьми.

— Участие в конкурсе становится общим делом для педагогов, учеников и родителей. Поэтому и награды тоже общие. Они вместе готовят эти работы, потом волнуются, ожидая результатов, а потом вместе празднуют победу, — делится классный руководитель 3 «В» Ольга Горшкова.

В копилке Ольги Дмитриевны уже четыре медали в бархатных коробочках. Помимо звания лучшего педагога всероссийского конкурса «Познание и творчество», она носит звание лучшего координатора. Именно с ее подачи лицей решил участвовать во российском конкурсе три года назад, а сегодня в этом движении участвуют все педагоги начальных классов. К концу школы у их подопечных будет приличное портфолио, как и требуют того новые образовательные стандарты. Но самое главное, что учителя лицея могут быть уверены: каждый выпускник к тому времени уже раскроет своя «Я», и неважно, в рамках или вне школьной программы.

Фото Александра Сапрыкина