Посвящение актеру

В Белгороде проходит IX Всероссийский театральный фестиваль «Актеры России — Михаилу Щепкину».

Целых восемь дней на сцене Белгородского государственного академического драматического театра имени М. С. Щепкина будут царить актеры российских театров, будоража зал, рассказывая историю за историей, пробуждая в зрителях самые разные чувства.

Фестиваль проходит в год 225-летия великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина, чьей родиной была белгородская земля. Именно отсюда начался его актерский путь на большую сцену — Малого театра России. И именно в Белгороде двадцать пять лет назад открылся I Всероссийский театральный фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения М. С. Щепкина.

— Огромный период времени отделяет нас от нашего великого земляка. Но и сегодня мы ищем пути к русскому психологическому театру, родоначальником которого был Михаил Семенович. Белгородцы сохраняют Щепкинский фестиваль, сохраняют традиции русской сцены. Убежден, мы идем правильным путем, думая о будущем России, в которой культура не должна оставаться на периферии государственной политики, -сказал в своем приветствии художественный руководитель БГАДТа имени М. С. Щепкина Виталий Слободчук.

В программе фестиваля — постановки четырех московских театров: Государственного академического Малого театра России, Центрального академического театра Российской армии, Московского театра на Юго-Западе, Московского драматического театра «Модернъ», Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке, Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского, Брестского академического театра драмы имени Ленинского комсомола Беларуси.

Среди постановок и классика («Вишневый сад» А. Чехова, «Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина), и зарубежная драматургия («Жаворонок» Жана Ануя), и пьесы современных российских драматургов. В рамках фестиваля будет показан спектакль по пьесе Алексея Локтева «За тобой пойду». Это театральный проект памяти актера Локтева, воссоздавший одну из последних его работ — спектакль «Последняя любовь Достоевского». Хозяева фестиваля покажут две театральные постановки: драму «На дне» М. Горького, работу народного артиста России Валерия Беляковича, и трагикомедию «Забыть Герострата» Г. Горина в постановке заслуженного деятеля искусств РФ Юрия Йоффе. Первая состоялась в конце прошлого сезона и с восторгом была принята зрителями. А в сентябре, на открытии 78 театрального сезона, были названы имена семи лауреатов Щепкинской премии. Среди них — шестеро актеров, сыгравших в спектакле «На дне». И второй спектакль, включенный в программу фестиваля, премьера уже нового театрального сезона, без сомнения, тронул сердца первых его зрителей. Посмотрим, что скажут театральные критики о постановках белгородской драмы.

В первый фестивальный вечер сцена была отдана Государственному Малому театру России. Старейший театр страны привез в Белгород обновленный режиссером Зинаидой Андреевой спектакль «Вишневый сад», поставленный тридцать лет назад великим Игорем Ильинским. Прекрасные декорации, достойные костюмы, неукоснительное следование авторскому тексту, но где же игра, где тот живой психологический русский театр, которым всегда был славен Малый театр? Несомненно, лучшие его образцы есть в афише Малого, но почему же они не оказались на фестивале «Актеры России — Михаилу Щепкину»? Правда, и в «Вишневом саде» было то, что заставляло зрителей вспомнить великого Ильинского: прекрасно сыгранная народным артистом России Юрием Каюровым роль Фирса. Вот когда стоит вспомнить психологизм игры Щепкина. О значении наследия Михаила Семеновича в наше время, о том, какими путями идет развитие современного театрального искусства, шел разговор во второй фестивальный день, за «круглым столом», в котором приняли участие члены экспертного совета фестиваля.

— От Щепкина пошел русский психологизм, попытка проникнуть в самые глубины души. Я вспоминаю, как чеховских персонажей играли великие наши актеры Смоктуновский, Леонов, Калягин, добираясь до самого дна человеческой души. Вот чем притягивает наш театр. И Фирс Юрия Каурова живой, убедительный, — отметил в своем выступлении театральный критик, заслуженный работник культуры Валерий Подгородинский.

А заслуженный работник культуры Николай Жегин обратил внимание на то, что российское общество сегодня озабочено поисками идеи, идентификацией россиян. Но не надо ничего придумывать: мы себя идентифицируем с именами Пушкина, Гоголя, Щепкина.

— Каким должен быть театр? Один из заветов Михаила Семеновича — театр как отражение российской жизни. Уход от жизненных корней беспокоил Щепкина. Если мы хотим оставаться культурной нацией, если слово «идентификация» будет для нас что-то значить, мы будем обращаться к образу Щепкина, к заветам, которые он оставил. Если бы в Белгороде возникло общество Щепкина, это было бы естественно и замечательно. Тогда бы вы звонили в свой колокольчик: «Не забывайте Щепкина!» -в завершение выступления пожелал белгородцам Николай Жегин.

Говорили за «круглым столом» о разных направлениях развития российского театра. «Куда повернет театр?» — на этот вопрос сама себе пыталась ответить главный редактор газеты «Театральное дело» Ольга Сенаторова. В современном театре она видит опасность обессмысливания постановок, когда режиссер, отвечая критикам, в чем смысл той или иной сцены, может, не задумываясь, ответить: «Да никаких смыслов».

— Нам не нужно противостояния психологического театра и современного, -убеждала Ольга Сенаторова. — Не дай Бог, если мы допустим столкновения. Надо беречь основы и принципы психологического театра, для которого вопрос гуманизма искусства всегда был определяющим. У Белгородского театра есть все, чтобы выполнить эту миссию.

Но театр, следующий традиционным принципам русского театра, не должен быть архаичным. То, что это современный живой театр, исповедующий принципы русской психологической школы, доказал своей постановкой «Жаворонок» Молодежный театр на Фонтанке.

Как верно сказала в завершение «круглого стола» обозреватель «Литературной газеты» Анна Кузнецова, «у тех, кто защищает психологический театр, должно быть что выдать, что предъявить зрителю. Доказывайте».

И режиссер спектакля народный артист России Семен Спивак вместе с актерской командой доказал во второй фестивальный вечер, что они умело продолжают традицию русского психологического театра. Зрители отдали должное питерцам. После трехчасовой игры актеры еще долго не могли уйти со сцены. Овации не смолкали и во время объявления о дипломе фестиваля театру на Фонтанке «За поиски идеи, время которой придет», и после ухода актеров со сцены. Во время обсуждения спектакля критиками, лейтмотивом которого было: счастливая постановка сложнейшей пьесы, — режиссер отметил: «Спектакль идет в театре уже тринадцать лет, и если он волнует зрителей, то мы попали прямо в жизнь».

Марина Русанова

Фото из архива БГАДТ им. М. С. Щепкина

Exit mobile version